Диаграмма 1
Сравнительные результаты развития наглядно-образного мышления старших школьников констатирующего эксперимента экспериментальной группы
Диаграмма 2
Сравнительные результаты развития наглядно-образного мышления старших школьников констатирующего эксперимента контрольной группы
Из диаграмм 1 и 2 следует, что экспериментальная и контрольная группы показали разные результаты, экспериментальная группа лучше справилась с методиками «Четвертый лишний» и «Лабиринт», а по методике «Классификация предметов» средний и низкий уровни одинаковы. Контрольная же группа лучше всего справилась с экспериментом к методике «Четвертый лишний», это еще раз подтверждает вышеизложенную гипотезу, что результат контрольной группы выше, так как основная масса детей этой группы пришла из массовых школ города и республики.
Также покажем сравнительные результаты проведенных методик на графике 1.
График 1
Сравнительные результаты развития наглядно-образного мышления старших школьников констатирующего эксперимента экспериментальной и контрольной групп
Из графика 1 вытекает, что уровень развития наглядно-образного мышления учащихся контрольной группы выше, так как основная масса детей этой группы пришла из массовых школ города.
В экспериментальном исследовании принимали участие учащиеся старших классов со сложной структурой дефекта ГБОУ Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №13 VI вида в возрасте от 16 до 18 лет, в количестве 20 человек с диагнозом: ДЦП, легкая умственная отсталость, установленным Республиканской ПМПК. Испытуемые составили 2 группы, экспериментальную - 10 человек, контрольную - 10 человек.
Целью нашего исследования является выявление особенности наглядно-образного мышления учащихся с легкой умственной отсталостью на уроках швейного дела.
Для решения выдвинутой цели были поставлены следующие задачи:
Проанализировать научно-методическую литературу по организации и проведению обследования мышления учащихся с умственной отсталостью.
Ознакомиться с характеристиками и выписками из медицинских карт тех детей, которых предстоит обследовать.
Провести предварительную беседу с родителями, воспитателями для получения необходимых сведений об особенностях характера и поведения школьников, участвующих в эксперименте.
Организовать целенаправленное наблюдение за данными детьми для выявления сформированности мышления.
Исследовать состояние мышления с помощью экспериментальных методик.
Исследование учащихся проводилось в течение 2012-2013 учебного года и состояло из трех этапов:
I этап организации исследования заключался в изучении психолого-педагогической литературы по проблеме развития наглядно-образного мышления учащихся с умственной отсталостью на уроках швейного дела.
II этап заключался в изучении развития наглядно-образного мышления учащихся с умственной отсталостью, для этого использовались многократно адаптированные и хорошо зарекомендовавшие себя как в исследованиях, так и в диагностических целях методики: «Классификация предметов», «Четвертый лишний», «Лабиринт».
В ходе констатирующего эксперимента, выяснилось, что уровень развития наглядно-образного мышления учащихся с умственной отсталостью контрольной группы намного выше, чем у детей экспериментальной группы. Контрольная группа показала более высокий средний уровень развития (на 17%), следовательно, у экспериментальной группы выше низкий уровень (на 17%), так как основная масса детей контрольной группы пришла из массовых школ города. Очень высокий, высокий и очень низкий уровни развития наглядно-образного мышления отсутствовали.
Полезная информация:
Краткая характеристика общего недоразвития речи у детей
Общее недоразвитие речи (ОНР) – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. В логопедии как педагогической науке понятие «общее недоразвитие речи» применяется к такой форме патологии речи у детей ...
Технология применения поощрения и наказания
Возьмем любую педагогическую ситуацию. Будучи определенной совокупностью отношений (между педагогом и учащимися, внутриколлективных отношений, отношений учащихся к организуемой деятельности, к самим себе - их внутренних психических состояний), любая ситуация представляет собой как бы "срез&quo ...
Принцип целенаправленности
Суть его требований в том, что вся воспитательная и учебная работа и каждая конкретная педагогическая задача должны быть подчинены решению общей цели воспитания- формированию личности гуманиста, активного созидателя и оптимиста, будь то на уроке или во вне урочное время. Приняв в качестве наиболее ...