Характеристика контингента и методы экспериментального исследования наглядно-образного мышления

Образование и воспитание » Развитие мышления у учащихся старшего школьного возраста с умственной отсталостью на уроках швейного дела » Характеристика контингента и методы экспериментального исследования наглядно-образного мышления

Страница 5

Стимульный материал: представляет собой нарисованные полянки с разветвленными дорожками, ведущими к домикам, и помещенные под полянками письма, условно указывающие путь к одному из домиков. Процедура проведения: Чтобы найти нужный путь, ребенок должен учесть направления поворотов, характер ориентиров и их последовательность, сочетание ориентиров в определенной последовательности.

Вначале ребенку предлагаются вводные задачи, затем основные. Переходя ко второй вводной задаче: «Здесь тоже два домика, и опять нужно найти нужный домик. Но письмо тут другое: в нём нарисовано, как идти и куда поворачивать. Нужно опять идти от травки прямо, а потом повернуть в сторону». При этих словах экспериментатор проводит рукой по чертежу в «письме». Экспериментатор проверяет решение вводных задач, помогает исправить ошибки.

Затем ребёнок приступает к решению основных задач. К каждой из них даётся краткая дополнительная инструкция.

К задачам 1-2: «В письме нарисовано, как надо идти, в какую сторону поворачивать, начинать двигаться от травки. Найди нужный домик и зачеркни».

К задаче 3: «Смотри на письмо. Надо идти от травки, мимо цветочка, потом мимо грибка, потом мимо берёзки, потом мимо ёлочки. Найди нужный домик и зачеркни его».

К задаче 4: «Смотри на письмо. Надо пройти от травки, сначала мимо берёзки, потом мимо грибка, ёлочки, потом стульчика. Отметь домик».

К задачам 5-6: «Будь очень внимателен. Смотри на письмо, отыскивай нужный домик и зачёркивай его».

К задачам 7-10: «Смотри на письмо, в нём нарисовано, как нужно идти, около какого предмета поворачивать и в какую сторону. Будь внимателен, отыщи нужный домик и зачеркни его».

Виды помощи:

стимульная помощь – подбадривание, похвала («Постарайся сделать, у тебя получится» или «Правильно, молодец, стараешься, давай дальше»);

разъясняющая помощь – «Здесь тоже два домика, и опять нужно найти нужный домик. Но письмо тут другое: в нём нарисовано, как идти и куда поворачивать. Нужно опять идти от травки прямо, а потом повернуть в сторону»;

Конкретная обучающая помощь – диагност обращает внимание ребенка на то, что в каждой задаче свой путь и дает словесную инструкцию.

Анализ результатов:

10 баллов – очень высокий уровень. Ребенок решил поставленную перед ним задачу за время меньше, чем 1 минута, найдя нужный путь и правильно объяснив, почему они объединены в одну группу;

8-9 баллов – высокий уровень. Ребенок правильно решил задачу за время от 1 до 1,5 минуты;

4-7 баллов – средний уровень. Ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,5 минуты;

2-3 баллов – низкий уровень. Ребенок решил задачу за время от 2,5 до 3 минут;

балл – очень низкий уровень. Ребенок за 3 минуты не справился с заданиями.

Исходя из вышеизложенных методик и согласно качественно-количественным показателям, изложенным у Левченко И.Ю. и Киселевой Н.А. нами были разработаны единые количественно-качественные критерии, которые изложены на таблице 2.1.3

Таблица 2.1.3

Количественно-качественные критерии констатирующего эксперимента

Название методики

Баллы

Уровни

Классификация предметов

10 баллов

8-9 баллов

4-7 баллов

2-3 баллов

0-1 балл

очень высокий уровень. Ребенок решил поставленную перед ним задачу за время меньше, чем 1 минута, выполнив классификацию слов в одну и правильно объяснив, почему они объединены в одну группу;

высокий уровень. Ребенок правильно решил задачу за время от 1 до 1,5 минуты;

средний уровень. Ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,5 минуты;

низкий уровень. Ребенок решил задачу за время от 2,5 до 3 минут;

очень низкий уровень. Ребенок за 3 минуты не справился с заданиями

Четвертый лишний

10 баллов

8-9 баллов

4-7 баллов

2-3 баллов

0-1 балл

очень высокий уровень. Ребенок решил поставленную перед ним задачу за время меньше, чем 1 минута, назвав лишние слова на всех карточках и правильно объяснив, почему они являются лишними;

высокий уровень. Ребенок правильно решил задачу за время от 1 до 1,5 минуты;

средний уровень. Ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,5 минуты;

низкий уровень. Ребенок решил задачу за время от 2,5 до 3 минут;

очень низкий уровень. Ребенок за 3 минуты не справился с заданиями

Лабиринт

10 баллов

8-9 баллов

4-7 баллов

2-3 баллов

0-1 балл

очень высокий уровень. Ребенок решил поставленную перед ним задачу за время меньше, чем 1 минута, найдя нужный путь и правильно объяснив, почему они объединены в одну группу;

высокий уровень. Ребенок правильно решил задачу за время от 1 до 1,5 минуты;

средний уровень. Ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,5 минуты;

низкий уровень. Ребенок решил задачу за время от 2,5 до 3 минут;

очень низкий уровень. Ребенок за 3 минуты не справился с заданиями

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Полезная информация:

Профессионализм и профессиональная компетентность
Под профессионализмом нами понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии "профессионализм" отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности ...

Теоретический обзор проблемы развития творческого воображения
Под воображением понимают познавательный психический процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте. Воображение присуще только человеку. Оно позволяет представить результат труда, рисования и конструирования или любой другой деяте ...

Состояние лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Цель исследования: обследование предметного словаря у детей дошкольного возраста с ОНР. Задачи: 1. Изучение психолого-педагогических особенностей детей с ОНР (II уровень). 2. Обследование сформированности словаря существительных у детей с ОНР (II уровень). Базой для нашего исследования стал МАДОУ № ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru