Психолого-педагогический аспект изучения темы «Углы» в 8 классе средней общеобразовательной школы

Образование и воспитание » Формирование знаний у учащихся средней общеобразовательной школы по теме "Углы" » Психолого-педагогический аспект изучения темы «Углы» в 8 классе средней общеобразовательной школы

Страница 5

Чтобы учащиеся действительно выполняли перечисленные рекомендации, чтобы целенаправленно управлять их мыслительной деятельностью, целесообразно руководствоваться закономерностью, активность мыслительной деятельности по ходу ознакомления с материалом по теме «Центральные и вписанные углы» возрастает, если соблюдаются следующие условия: учащийся знакомясь с материалом, одновременно выполняет конкретное задание, например, построить центральный и вписанный угол, найти центральный и вписанный угол, если известна дуга на которую они опираются; помогающее глубже понять данный материал; это задание направляет усилия учащегося на использование определенного приема мыслительной деятельности; учащийся обладает определенными знаниями, необходимыми для выполнения этого задания, и навыками применения данного приёма; этот приём соответствует содержанию материала, и чем в большей мере, тем сильнее активизируется деятельность; материал не являющийся чрезмерно легким; и дидактическим правилом, в котором подчеркивается, что сначала учитель ставит конкретное задание, направляющее усилия учащихся на использование определенных мыслительных процессов, а затем предлагает читать тот или иной абзац учебника, слушать объяснение.

Использование этого дидактического правила открывает заманчивые перспективы развития мышления учащихся. Учитель, опираясь на закономерность активности мыслительной деятельности, побуждает учащихся использовать те или иные мыслительные приемы. Эти приемы он сам выбирает применительно к содержанию данного материала. Тем самым учащиеся постепенно приучаются сами себе ставить подобные задания, побуждающие их применять мыслительные приемы, наиболее соответствующие содержанию изучаемого материала. Следовательно, они привыкают не просто слушать или читать, механически запоминая материал, а осмысливать, обдумывать его.Рассмотрим еще один пример комплексного использования ряда приемов.После изучения того или иного раздела полезно составлять с учащимися схемы и выполнять упражнения по этим схемам. Это позволяет повторять изученное с использованием целого ряда приемов мыслительной деятельности.

Пример. Изучив тему «Центральные и вписанные углы», предлагаем упражнение: «Составить схему, указывая в ней зависимости между определениями, теоремами и зашифровывая их формулировки».

Учащиеся (на первых порах совместно с учителем) составляют, например, таблицу (см. рис. 1.).

Далее в схеме, изображенной на доске, стираются все стрелки и предлагаются упражнения:

1. Сформулировать определения, аксиомы, теоремы, указанные в блоках 1; 2; 3.

2. Восстановить стрелками все связи между определениями, аксиомами, теоремами в блоках 1; 2; 3. (Вызываемые ученики рисуют стрелки, остальные сверяют по своим тетрадям.).

3. Воспроизвести те фрагменты доказательств теорем, где выявляются связи, указанные в блоках 1; 2; 3. (Для ускорения работы заранее подготавливаются чертежи к соответствующим доказательствам.)

Очевидно, подобная работа позволяет обобщать изученный материал, устанавливать взаимосвязи, которые ускользают от внимания учащихся при изучении отдельных теорем. При этом учащиеся и повторяют материал, и учатся применять различные мыслительные приемы.

Подчеркнем еще раз, что целенаправленное обучение приемам мыслительной деятельности нисколько не замедляет процесс усвоения программного материала. Наоборот, этот процесс все более и более ускоряется по мере овладения этими приемами, т. е. по мере развития мышления учащихся.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Исследование уровня развития двигательной активности детей
В предыдущей главе были рассмотрены роль и характеристика двигательной активности детей дошкольного возраста. Для проверки эффективности разработанного двигательного режима и методов руководства двигательной активностью детей был проведён педагогический эксперимент. Цель: выявить уровень развития д ...

Наблюдение за поведением. значение наблюдения и его признаки
"Наблюдение — основной метод общественных наук, занимающихся эмпирическими исследованиями, и педагогики". Наблюдение за поведением является основным методом и педагогической диагностики. Педагоги могут пользоваться этим методом практически постоянно, в то время как все остальные методы на ...

Беседа и анкетирование родителей
Здоровьесберегающие мероприятия для улучшения показателей уровня физического развития детей после проведенной беседы, анкетирования (Приложение 3) и работы с родителями пришли к выводу, что можно повысить физическое развитие в следствии следующих причин: 1. Плохая материальная база, нет хорошего ст ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru