Организация и условия процесса развития музыкальных способностей старших дошкольников

Образование и воспитание » Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр » Организация и условия процесса развития музыкальных способностей старших дошкольников

Страница 1

Традиционно в детском саду принято выделять четыре формы организации музыкальной деятельности: музыкальные занятия, самостоятельная музыкальная деятельность детей, музыка в повседневной жизни и на праздниках. Аналогично формам организации, утвердившимся в школьной практике (урок, внеклассная и внешкольная работа), представляется более правомерным обозначить три формы: музыкальные занятия, музыка в повседневной жизни (быту) детского сада и музыка в семье.

При таком подходе музыка в повседневной жизни (быту) детского сада объединяет в себе все формы музыкальной деятельности, которые реализуются вне занятий (игры, развлечения, праздники, утренняя гимнастика и т.д.).

Если музыкальные занятия, как и занятия вообще, являются основной формой учебной деятельности в детском саду и воспитательно-образовательный процесс осуществляется путем прямого обучения, то в быту приоритетным становится косвенное руководство музыкального руководителя, воспитателя, родителей музыкальным воспитанием детей.

Опираясь на многолетние исследования лаборатории эстетического воспитания НИИ дошкольного воспитания, проведенные под руководством Н.А. Ветлугиной, можно сделать вывод, что самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников успешно развивается при правильной постановке музыкального воспитания и в детском саду, и в семье. В его организации рекомендуется придерживаться следующих положений:

– обучение–средство музыкального воспитания, нацеленное на развитие личности ребенка, в частности его музыкальности, учитывающее его возрастные и индивидуальные особенности;

– музыкальные занятия–основная форма организации обучения детей; однако обучение следует осуществлять, используя все подходящие жизненные ситуации как в детском саду, так и в семье;

– содержание обучения должно соответствовать целям музыкального воспитания, обеспечивая перенесение полученных умений и навыков ребенка в повседневную жизнь детского сада и семьи;

– руководство музыкальным воспитанием детей со стороны педагога должно носить характер совместной деятельности (быть рядом, вместе, а не над, сверху), в которой взрослый остается ведущим, но видит в ребенке равноправного участника, партнера.

Педагог должен особо позаботиться о создании благоприятных условий для обучения. Полноценное творчество ребенка в ритмике возможно только в том случае, если его жизненный опыт, в частности музыкально-эстетические представления, постоянно обогащается, если есть возможность проявить самостоятельность. Не последнюю роль играет и оснащение данного вида музыкальной деятельности в детском саду и в семье всем необходимым: музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, музыкальными инструментами, пространством для развертывания игр и танцев.

Повышенное внимание следует уделять отбору музыкальных произведений, которые служат как бы сценарием для самостоятельных действий детей. Программная музыка (песня, инструментальная пьеса, имеющая название, эпиграф) занимает ведущее место в творческих заданиях, так как поэтический текст, образное слово помогают ребенку лучше понять ее содержание и создать музыкально-игровые персонажи, составить элементы или целостную композицию танца. Начинать желательно с инсценировок песен, ярких по содержанию и динамике развития образов. Самые лучшие песни для таких заданий – народные («Где ты был, Иванушка?», обр. М. Иорданского; «Две тетери», русская народная песня; «Как на тоненький ледок», русская народная мелодия и т.д.). Народные мелодии часто используются для составления танцевальных композиций, например: «Гопак», украинская народная мелодия; «Ходила младешенька по борочку», русская народная мелодия; «Петушок», латышская народная мелодия; «Выйду ль я на реченьку», русская народная мелодия и т.д.

Вместе с тем ребятам предлагают и классическую, и современную музыку, чтобы постоянно обогащались их музыкальные впечатления, воспитывался эстетический вкус на лучших образцах музыкального искусства. При этом педагог должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, а также их склонности и интересы. Но полного успеха можно добиться, только если в музыкальном воспитании активно участвуют родители, которые также должны позаботиться о всестороннем развитии детей. А оно предполагает и формирование творческих способностей средствами музыкально-ритмических движений.

Таким образом, развитие самостоятельной деятельности детей зависит от содержания и формы непосредственного общения педагога с каждым ребенком. Это общение, какими бы педагогическими приемами оно ни осуществлялось, должно протекать в форме равноправного доброжелательного сотрудничества взрослого с детьми. Оно должно направлять малышей на самостоятельное воспроизведение знаний, умений, способов действия с предметами, полученное на занятиях и в совместной деятельности со взрослым. Педагогу следует поощрять проявление активности, инициативы и выдумки детей.

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Цели, задачи и направления деятельности педагога-психолога
Целью деятельности педагога-психолога образовательного учреждения является: осуществление психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (на разных этапах развития) на основе целей и приоритетных направлений деятельности учреждения. Задачи деятельности педагога-психоло ...

Начало разработки учебного плана
Тем не менее, нельзя сравнивать новый цикл разработки плана с периодическим обновлением, поскольку в первом случае группы разработчиков начинают, в известном смысле, на пустом месте. Существует, так называемое, «наследие прошлых времен» в виде многочисленных устаревших программ. Неактуальность прог ...

Особенности использования дидактической игры и руководства ею в процессе обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
Игра - ведущая деятельность, обеспечивающая зону ближайшего развития, оказывающая развивающие воздействие на складывание психологического облика ребёнка с интеллектуальной недостаточностью. Среди множества причин, тормозящих самостоятельное, последовательное становление игры у ребёнка с интеллектуа ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru