Мы с детьми учимся сценической выразительности, играя в "Кольцо", 'Золотые ворота", "Сидит Дрема", "Каравай"; водя орнаментальные ("Плетень", "Змейка"), драматические ("Со вьюном я хожу", "Во саду ли, в огороде", "Во поле березонька стояла"), магические ("Мак маковистый", "Уж я сеяла, сеяла ленок"); обыгрывая плясовые песни ("А я по лугу", "Ах вы сени", "Ялыке", "Люмы тодьы"), школьные частушки "Ток-ток, молоток", "Ой-ля, ой-ля-ля!"; разыгрывая сценарии "Зимних праздников", "Проводов Масленицы", "Весенних обрядов".
Доброй традицией у нас с детьми стали "Посиделки с родителями", Бабушкины посиделки", встречи с ребятами 5-го класса (также занимающихся по программе устно-песенного фольклора). Такие "Посиделки" для детей 1-го класса стали школой сценической, певческо-речевой выразительности. Мои любимые первоклашки к концу года имеют в своем багаже солидный опыт народной мудрости, приобретают черты узнаваемой индивидуальности, чуткости и доброты.
Духовный потенциал личности определяется не только степенью его приобщенности к мировой культуре, но и к национально-культурным традициям. Ныне, когда вступают в диалог различные национальные и культурные традиции, происходит их взаимодействие и взаимообогащение, возникают благоприятные возможности воспитания на мудрых заповедях народной педагогики — фольклоре.
Музыкально-педагогическая концепция, лежащая в основе данной программы, направлена на развитие творческого потенциала, душевности личности, как ученика, так и учителя, а также расширение сферы воздействия устно-песенного фольклора на родителей учащихся. Профессиональный подход к фольклорным занятиям значительно обогащает урок музыки, позволяет найти новые пути самого урока, отношений между учениками и учителем, способствует возрождению и развитию народного творчества.
Овладение фольклором в системе организованного педагогического образования начальной школы требует решения следующих задач:
1. Воздействия на младших школьников комплексом фольклорных средств.
2. Используя опыт других методик по изучению эстетических дисциплин, добиваться более полного усвоения учениками высокохудожественного фольклорного материала.
3. Насыщая детей народной мудростью, выработать у них нравственно-эстетические представления и прекрасно-добрые идеалы о национальном культурном наследии.
Освоение устно-песенного фольклора детьми в школе будет происходить по специально разработанной системе, в которой учитываются возрастные психологические особенности учащихся. Включение детей в творческий процесс на уроках предполагается проводить постепенно. Этому способствует внимание учителя к каждому школьнику, поддержание в классе творческого настроя, игра.
Знакомство с народной песней расширяет представление школьника о народном музыкально-поэтическом языке, его образно-смысловом строе. Упражнения в выразительном, четком и эмоционально ярком произнесении народнопоэтических текстов повышает речевую культуру детей; элементы движения, включаемые в исполнение, позволяют убедительнее раскрыть содержание песни, глубже передать национальную народную характерность музыкально-поэтических образов.
Коллективная импровизация в распевании песен предполагает определенные количественные нормы участников творческого процесса — не более 15-16 человек. Нарушение сложившихся традиционных норм существенно повлияет на качество обучения: оно будет хаотичным либо выльется в механическое заучивание упрощенных вариантов нескольких народных песен.
Полезная информация:
Исторические аспекты развития художественной росписи ткани в России
На Руси с незапамятных времен известны способы расцвечивания ткани путем набивания узора, в дальнейшем получившие название печатных рисунков. Это так называемые различные виды «набойки», от слова «набивать». Этот способ заключается в следующем: вырезался узор на доске, затем доска смачивалась краск ...
Осуществление индивидуального подхода к детям в процессе дежурств
Во время обучения детей обязанностям дежурных необходимо осуществлять индивидуальный подход. Во время дежурства труд детей направлен на нужды коллектива. Результаты труда дежурных видны сразу, и это способствует воспитанию и них чувства ответственности за порученное дело. В процессе дежурства ярко ...
Программа изучения опыта работы социального
педагога школы по сплочению ученического коллектива
Данная программа была разработана с целью изучения опыта работы социального педагога в школе по сплочению ученического коллектива. Базой для ее реализации стало МОУ СОШ №18 г. Череповец. Данная программа состоит из трех этапов. Объект изучения: опыт работы социального педагога в школе по сплочению ...