Исследование проводилось в 2012 учебном году на базе МБОУ « Средняя школа № 18 » г. Абакана. В эксперименте принимали участие 20 детей, 10 детей, имеющие заключение ОНР III уровня, 10 детей с нормальным речевым развитием.
На основании анализа психолого – педагогической литературы и выдвинутой нами гипотезы целью экспериментального исследования являлось выявление особенностей описательно – повествовательной речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Для исследования уровня сформированности навыков связной речи младших школьников с ОНР нами была взята методика Фотековой Т.А., пособие И.Н. Садовниковой.
Методика 1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Как Бобик нашел друзей».
Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ.
Оценка производилась по трём критериям:
1) Критерий смысловой целостности:
5 баллов – рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности;
2,5 балла – допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно – следственных связей или отсутствие связующих звеньев;
1 балл – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, или рассказ не завершен;
0 баллов – отсутствует описание ситуации.
2) Критерий лексико – грамматического оформления высказывания:
5 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств;
2,5 балла – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление;
1 балл – встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, неадекватное использование лексических средств;
0 баллов – отсутствует описание ситуации, оформления, единичные случаи поиска слов или неточное
3) Критерий самостоятельности выполнения задания:
5 баллов – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ;
2,5 балла – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно;
1 балл – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам;
0 баллов – невыполнение задания даже при наличии помощи.
Методика 2. Пересказ прослушанного текста.
Инструкция: сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай его внимательно, запоминай и приготовься пересказывать.
В методике используется короткий рассказ «Горошины» из пособия И.Н. Садовниковой.
Рассказ предъявляется не более двух раз.
Оценка производится по тем же критериям, что и для рассказа по серии картинок:
1) Критерий смысловой целостности:
5 баллов – воспроизведены все основные смысловые звенья;
2,5 балла – смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями;
1 балл – пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажения смысла, или включение посторонней информации;
0 баллов – невыполнение.
2) Критерий лексико – грамматического оформления:
5 баллов пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм;
2,5 балла – пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие словесные замены;
Полезная информация:
Семья как социокультурная среда педагогической деятельности по профилактике
отклоняющегося поведения
Семья — это социокультурный феномен, играющий особую роль в социальной подготовке подрастающего поколения к жизни в обществе. В ней человек рождается и формируется как личность, перенимая культуру этой семьи и через нее и общества (среды жизнедеятельности). Данная тема предусматривает рассмотрение ...
Исследование уровня развития двигательной активности детей
В предыдущей главе были рассмотрены роль и характеристика двигательной активности детей дошкольного возраста. Для проверки эффективности разработанного двигательного режима и методов руководства двигательной активностью детей был проведён педагогический эксперимент. Цель: выявить уровень развития д ...
Формы дистанционного обучения
Методы и средства обучения относятся к существенным характеристикам дидактического процесса. Они могут обеспечить достижение требуемых целей обучения, если будет в наличии необходимая для этого материально-техническая база, а преподавателю предоставят право выбора организационной стороны обучения, ...