Исследование уровня развития монологической речи у младших школьников с ОНР III уровня

Образование и воспитание » Особенности развития описательно-повествовательной монологической речи у младших школьников с ОНР III уровня » Исследование уровня развития монологической речи у младших школьников с ОНР III уровня

Страница 3

Проводимое нами исследование включало в себя два этапа. На I этапе мы проводили диагностику связной речи в экспериментальной группе, в которую вошли дети с ОНР III уровня.

После обработки полученных данных в соответствии с предложенными критериями мы получили результаты, которые отражены в диаграмме 1.

Диаграмма 1.Состояние связной речи детей в экспериментальной группе.

Анализ полученных данных показал, что при составлении рассказа по сюжетным картинкам 2 ребенка находятся на высоком уровне успешности (20% от общего числа детей), на среднем уровне – 5 детей и на низком уровне 3 ребенка, что составляет соответственно 50% и 30%.

При пересказе текста на высоком уровне находятся 3 ребенка. На среднем уровне 4 ребенка (40 %), на низком – 3 ребенка, что соответствует 30%.

Проводя качественный анализ полученных результатов, мы выявили, что при составлении рассказа по сюжетным картинкам у многих детей наблюдалось незначительное искажение ситуации, а также неправильное воспроизведение причинно – следственных связей. Требовалось помощь: вспомогательные вопросы, указания на соответствующую картинку, конкретную деталь. В большинстве случаев рассказы были составлены без аграмматизмов, но проявлялась стереотипность оформления высказывания.

Помимо несформированности навыков связанного рассказывания ошибки, в данном виде рассказывания, по – видимому, можно объяснить недостаточной подвижностью, слабой переключаемостью внимания, восприятия памяти детей данной группы. Отмечались пропуски моментов действий, представленных на картинках или вытекающих из изображенной ситуации.

При пересказе текста наблюдалось воспроизведение смысловых звеньев с незначительными сокращениями. Практически во всех случаях рассказы детей пронизаны паузами, поиском подходящих слов. Дети затруднялись в воспроизведении рассказа, поэтому им была оказана помощь, в виде наводящих вопросов. Затруднения у детей чаще всего возникли в начале пересказа, при воспроизведении последовательности новых событий. В пересказах почти всех детей наблюдались нарушения связности изложения: неоднократное повторение фраз и их частей, искажение смысловой и синтаксической связи между предложениями, пропуски глаголов. У троих детей трудности в составлении пересказа носили резко выраженный характер: смысловые пропуски, нарушения связности, пропуски фрагментов текста и т.п В тексте наблюдались аграмматизмы.

На II этапе нашего эксперимента мы проводили диагностику связной речи детей в контрольной группе, в которую вошли дети без речевых нарушений.

После обработки полученных данных в соответствии с предложенными критериями получили результаты, которые отражены в диаграмме 2.

Диаграмма 2. Состояние связной речи детей в контрольной группе.

Анализ полученных данных показал, что при составлении рассказа по сюжетным картинкам, а также и при пересказе текста на высоком уровне успешности находится 8 детей, на среднем уровне – 2 ребенка, что составляет соответственно 80% и 20%. Детей с низким уровнем не выявилось.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Проблемы физического развития ребенка в системе дошкольного образования
Для всех возрастных периодов характерна повышенная потребность детей в двигательной активности. Активная мышечная деятельность является обязательным условием для нормального развития и формирования растущего детского организма. Овладеть законами физического развития, использовать их для физического ...

Значение внеклассной работы в курсе экологического воспитания
В качестве дополнительной формы учебно-воспитательной работы с детьми можно назвать внеклассные занятия по естествознанию. Эта работа преследует те же цели, что и школьные занятия. Но в отличие от систематических уроков у внеклассной работы нет обязательной программы и строится она на основе интере ...

Упражнения, развивающие навыки чтения
Упражнения развивающие навыки чтения: 1) упражнения, направленные на развитие четкости произношения; 2) упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения; 3) упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память; 4) упражнения, развивающие гибк ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru