Исследование уровня развития монологической речи у младших школьников с ОНР III уровня

Образование и воспитание » Особенности развития описательно-повествовательной монологической речи у младших школьников с ОНР III уровня » Исследование уровня развития монологической речи у младших школьников с ОНР III уровня

Страница 3

Проводимое нами исследование включало в себя два этапа. На I этапе мы проводили диагностику связной речи в экспериментальной группе, в которую вошли дети с ОНР III уровня.

После обработки полученных данных в соответствии с предложенными критериями мы получили результаты, которые отражены в диаграмме 1.

Диаграмма 1.Состояние связной речи детей в экспериментальной группе.

Анализ полученных данных показал, что при составлении рассказа по сюжетным картинкам 2 ребенка находятся на высоком уровне успешности (20% от общего числа детей), на среднем уровне – 5 детей и на низком уровне 3 ребенка, что составляет соответственно 50% и 30%.

При пересказе текста на высоком уровне находятся 3 ребенка. На среднем уровне 4 ребенка (40 %), на низком – 3 ребенка, что соответствует 30%.

Проводя качественный анализ полученных результатов, мы выявили, что при составлении рассказа по сюжетным картинкам у многих детей наблюдалось незначительное искажение ситуации, а также неправильное воспроизведение причинно – следственных связей. Требовалось помощь: вспомогательные вопросы, указания на соответствующую картинку, конкретную деталь. В большинстве случаев рассказы были составлены без аграмматизмов, но проявлялась стереотипность оформления высказывания.

Помимо несформированности навыков связанного рассказывания ошибки, в данном виде рассказывания, по – видимому, можно объяснить недостаточной подвижностью, слабой переключаемостью внимания, восприятия памяти детей данной группы. Отмечались пропуски моментов действий, представленных на картинках или вытекающих из изображенной ситуации.

При пересказе текста наблюдалось воспроизведение смысловых звеньев с незначительными сокращениями. Практически во всех случаях рассказы детей пронизаны паузами, поиском подходящих слов. Дети затруднялись в воспроизведении рассказа, поэтому им была оказана помощь, в виде наводящих вопросов. Затруднения у детей чаще всего возникли в начале пересказа, при воспроизведении последовательности новых событий. В пересказах почти всех детей наблюдались нарушения связности изложения: неоднократное повторение фраз и их частей, искажение смысловой и синтаксической связи между предложениями, пропуски глаголов. У троих детей трудности в составлении пересказа носили резко выраженный характер: смысловые пропуски, нарушения связности, пропуски фрагментов текста и т.п В тексте наблюдались аграмматизмы.

На II этапе нашего эксперимента мы проводили диагностику связной речи детей в контрольной группе, в которую вошли дети без речевых нарушений.

После обработки полученных данных в соответствии с предложенными критериями получили результаты, которые отражены в диаграмме 2.

Диаграмма 2. Состояние связной речи детей в контрольной группе.

Анализ полученных данных показал, что при составлении рассказа по сюжетным картинкам, а также и при пересказе текста на высоком уровне успешности находится 8 детей, на среднем уровне – 2 ребенка, что составляет соответственно 80% и 20%. Детей с низким уровнем не выявилось.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Знакомство детей со скульптурой посредством лепки
На занятиях лепкой перед воспитателями ставятся определенные задачи: развитие детского творчества, вооружение детей изобразительными и техническими умениями, создание интереса к данному виду деятельности. Система обучения в детском саду строится таким образом, чтобы подготовить детей к школе. В сис ...

Виды билингвизма
По мнению Багирокова "для билингва, родной язык – это исторически сложившееся средство общения этнической группы, к которой относит себя индивид, а функционально активный язык (ФАЯ) – это средство повседневного общения, орудие выражения мыслей и чувств, ставшее более необходимым в процессе соц ...

Принцип построения интегрированного курса
В современном образовании разработан ряд концепций личностно ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская, В.В. Сериков, Н.И. Алексеев и др.), предполагающих различные технологии, в каждой из которых «оригинально сочетаются социально- педагогический, предметно-дидактический и пс ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru