Диагностика агрессивности у детей младшего школьного возраста

Страница 1

Основной проблемой диагностики детской агрессивности является подбор методически правильных, надежных и репрезентативных методик, которые позволяют создать общую картину социального взаимодействия ребенка с окружающим его социальным миром.

Диагностика была проведена базе средней общеобразовательной школы № 18 г. Гродно, учащихся 3 «В» класса. С целью выявления детей, наиболее склонных к проявлению агрессивности были проведены методики на всех учащихся данного класса. В классе 22 ученика, из них 6 девочек – 27 %, 16 мальчиков – 73 %.

Работа проводилась именно с этим классом, потому что большую часть класса составляют мальчики, которые ведут себя весьма агрессивно по отношению друг к другу, что было заметно даже до проведения диагностических методик.

В исследовательской работе, нами были использованы следующие методики:

Для основного исследования:

Методика «Несуществующее животное»

Используется для изучения личности детей младшего школьного возраста и их отношений с окружающими.

Опросник Басса – Дарки. Авторы методики считают, что агрессивность имеет количественную и качественную характеристику. Как всякое свойство, она имеет степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного значения. Исходя из этого, авторы делят агрессивные проявления на 2 типа: мотивационную агрессию, как самоценность, а так же инструментальная, как средство достижения цели. Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности А. Басс и А. Дарки выделили следующие типы реакций:

¾ Физическая агрессия- использование физической силы против другого лица;

¾ Косвенная агрессия – агрессия, окольными путями направленная на другого человека или ни на кого не направленная;

¾ Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость); в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к окружающим до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред;

¾ Вербальная агрессия – выражения негативных чувств в форме словесных конструкций, имеющих негативно окрашенную направленность;

¾ Чувство вины - может выражаться в убеждениях ребенка, что он плохой человек, что поступает зло, а так же часто ощущает угрызения совести.

¾ Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установленных обычаев и законов;

¾ Обида - зависть, ненависть к окружающим за действительные или вымышленные действия;

¾ Подозрительность – чувства и эмоциональные «всплески»

Данная методика была использована для диагностики группы детей, склонных к проявлению агрессивности, с целью определения ее доминантных видов. Для контроля эффективности проведения коррекционно-развивающей программы эта методика была проведена дважды, как первичная и вторичная (финальная).

Графическая методика «Кактус» М.А. Панфиловой. Цель – выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Методика рисуночной фрустрации Розенцвейга, предназначенная для исследования реакции на неудачу и способов выхода из ситуации, препятствующей деятельности или удовлетворения потребностей личности. С помощью методики можно исследовать реакцию ребенка на сильные раздражители, такие как: агрессия, регрессию, апатию. Методика относится к классу проективных, включает 24 ситуации, в которых субъекта обвиняют в чем – то. Стимульный материал представляет собой контурный рисунок, на котором изображены два ребенка или более, занятые еще не оконченным разговором. Эти рисунки предъявляются испытуемому. Предполагается, что «отвечая за другого» ребенку легче достоверно изложит свое собственное мнение и проявить типичные для него реакции выхода из конфликтной ситуации.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Особенности организации проектной деятельности младших школьников
Организовывать групповую работу учащихся можно по-разному, в зависимости от темы и цели конкретного проекта, а также от сложившейся проектной ситуации. Учитель может воспользоваться формальными группами. Такие группы в явном виде создаются, функционируют и оцениваются как группы, где школьники долж ...

Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей дошкольного возраста
В дошкольных воспитательно-образовательных учреждениях решаются основные задачи в сенсорном воспитании детей. На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины ...

Рекомендации по разработке игрового занятия
Опыт командно-игровой деятельности своеобразен. На результаты каждой игры влияют объективные и субъективные факторы. Последние особенно сильно отражают при игровой деятельности характер личности разработчика и руководителя игры, хотя разграничить их влияние не удается по той причине, что пока это, ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru