Диагностика агрессивности у детей младшего школьного возраста

Страница 1

Основной проблемой диагностики детской агрессивности является подбор методически правильных, надежных и репрезентативных методик, которые позволяют создать общую картину социального взаимодействия ребенка с окружающим его социальным миром.

Диагностика была проведена базе средней общеобразовательной школы № 18 г. Гродно, учащихся 3 «В» класса. С целью выявления детей, наиболее склонных к проявлению агрессивности были проведены методики на всех учащихся данного класса. В классе 22 ученика, из них 6 девочек – 27 %, 16 мальчиков – 73 %.

Работа проводилась именно с этим классом, потому что большую часть класса составляют мальчики, которые ведут себя весьма агрессивно по отношению друг к другу, что было заметно даже до проведения диагностических методик.

В исследовательской работе, нами были использованы следующие методики:

Для основного исследования:

Методика «Несуществующее животное»

Используется для изучения личности детей младшего школьного возраста и их отношений с окружающими.

Опросник Басса – Дарки. Авторы методики считают, что агрессивность имеет количественную и качественную характеристику. Как всякое свойство, она имеет степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного значения. Исходя из этого, авторы делят агрессивные проявления на 2 типа: мотивационную агрессию, как самоценность, а так же инструментальная, как средство достижения цели. Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности А. Басс и А. Дарки выделили следующие типы реакций:

¾ Физическая агрессия- использование физической силы против другого лица;

¾ Косвенная агрессия – агрессия, окольными путями направленная на другого человека или ни на кого не направленная;

¾ Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость); в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к окружающим до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред;

¾ Вербальная агрессия – выражения негативных чувств в форме словесных конструкций, имеющих негативно окрашенную направленность;

¾ Чувство вины - может выражаться в убеждениях ребенка, что он плохой человек, что поступает зло, а так же часто ощущает угрызения совести.

¾ Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установленных обычаев и законов;

¾ Обида - зависть, ненависть к окружающим за действительные или вымышленные действия;

¾ Подозрительность – чувства и эмоциональные «всплески»

Данная методика была использована для диагностики группы детей, склонных к проявлению агрессивности, с целью определения ее доминантных видов. Для контроля эффективности проведения коррекционно-развивающей программы эта методика была проведена дважды, как первичная и вторичная (финальная).

Графическая методика «Кактус» М.А. Панфиловой. Цель – выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Методика рисуночной фрустрации Розенцвейга, предназначенная для исследования реакции на неудачу и способов выхода из ситуации, препятствующей деятельности или удовлетворения потребностей личности. С помощью методики можно исследовать реакцию ребенка на сильные раздражители, такие как: агрессия, регрессию, апатию. Методика относится к классу проективных, включает 24 ситуации, в которых субъекта обвиняют в чем – то. Стимульный материал представляет собой контурный рисунок, на котором изображены два ребенка или более, занятые еще не оконченным разговором. Эти рисунки предъявляются испытуемому. Предполагается, что «отвечая за другого» ребенку легче достоверно изложит свое собственное мнение и проявить типичные для него реакции выхода из конфликтной ситуации.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Методика формирования морфологической стороны речи у детей-дошкольников
К трём годам дети овладевают наиболее типичными окончаниями таких грамматических категорий, как падеж, род, число, время, но не усваивают всего разнообразия этих категорий. Особенно это относится к существительным. На четвёртом году ребенок ориентируется на первоначальную форму слова, что связано с ...

Что составляет экологическую культуру
Слово <<экология>> и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь. Обычно под <<экологическим воспитанием>> понимают воспитание любви к природе. Действительно – это составная часть такого воспитания, но нередко приемы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомн ...

Учитель физической культуры в современной школе
Цель физического воспитания – способствовать развитию физических и психических качеств школьников, формируя у них не только двигательные умения и навыки, но и личность. Эта цель реализуется в образовательном процессе в ходе решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач. Решение эт ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru