Организация и методика экспериментального исследования психомоторного и речевого развития детей раннего возраста в условиях дома ребенка

Образование и воспитание » Логопедическая работа с детьми раннего возраста в условиях Дома ребенка » Организация и методика экспериментального исследования психомоторного и речевого развития детей раннего возраста в условиях дома ребенка

Страница 18

Рис.7. График выполнения заданий

Сравнивая кривые, построенные в результате выполнения диагностических заданий по установлению уровня экспрессивной речи, мы убедились, что ЭГ-2 значительно отстает в речевом развитии от ЭГ-1. Отсюда следует, что коррекционная работа, начатая с первых месяцев жизни ребенка, наиболее эффективна и дает хорошие результаты.

Из таблиц 5 и 6 мы видим, что на высокий четвертый уровень развития вышел один ребенок, он набрал 19 баллов из возможных 20. Это говорит о том, что речь малыша соответствует уровню развития речи в норме.

С первой группой развития, также один ребенок, он набрал наименьшее количество баллов. Это говорит о том, что у ребенка отсутствует самостоятельное говорение.

Вторую группу развития экспрессивной речи имеют 5 детей. Это говорит о том, что 50% детей практически не разговаривают сами, вступают в речевое общение только после стимуляции речи взрослым.

Третья группа речевого развития составляет 3 ребенка – 30% от общего количества детей. У этих детей имеется самостоятельная речь. Они при общении используют слова, иногда фразы, простые двусловные предложения. Но их речь мало понятна для окружающих.

На основании этих данных строим диаграмму развития экспрессивной речи детей 2-3 лет Дома ребенка (рис.8).

Рис.8. Диаграмма развития экспрессивной речи детей 2-3 лет Дома ребенка

Сравнивая результаты диаграмм 2 и 3, т.е. сравнивая результаты развития импрессивной и экспрессивной речи, мы видим, что наблюдается неравномерное развитие активной и пассивной речи. Дети хорошо понимают обращенную к ним речь взрослого, но редко способны использовать слова в обращении или пользуются «автономными» детскими словами типа «ав-ав», «ам-ам» и т.п. Преобладание таких слов свидетельствует о задержке речевого развития.

Таким образом, анализируя результаты нашего поэтапного диагностического обследования, можно сделать вывод о том, что 90% малышей Дома ребенка отстают в своем развитии от нормативных показателей развития детей раннего возраста, как в психомоторном, так и речевом развитии.

Малыши, попадающие в Дом ребенка, часто имеют плохую наследственность, отягощенную алкоголизмом и наркоманией, врожденную психическую и невротическую патологию. У всех детей, воспитывающихся в этом учреждении с самого рождения, и детей, попавших в несколько более позднем возрасте и переживших разлуку с матерью, присутствует материнская депривация, что, несомненно, отрицательно сказывается на развитие ребенка.

На момент обследования выявилось, что соматически ослабленные дети Дома ребенка имеют недоразвитие всех компонентов речевой системы. Дети почти не владеют речью – пользуются или несколькими лепетными словами, или отдельными звукомплексами. У некоторых из них сформирована простая фраза, но диапазон возможностей ребенка к активному использованию фразовой речи сужен. Понимание простых инструкций не нарушено, но вызывают затруднения логико-грамматические конструкции или двухступенчатые инструкции.

Страницы: 13 14 15 16 17 18 19

Полезная информация:

Организация и условия процесса развития музыкальных способностей старших дошкольников
Традиционно в детском саду принято выделять четыре формы организации музыкальной деятельности: музыкальные занятия, самостоятельная музыкальная деятельность детей, музыка в повседневной жизни и на праздниках. Аналогично формам организации, утвердившимся в школьной практике (урок, внеклассная и внеш ...

Личностно-ориентированная педагогика. Теория педагогов советского периода
Гуманистические идеи Сухомлинского нашли отклик у современников и педагогов последующего поколения. Например, мы можем видеть их развитие в личностно-ориентированном подходе в образовании, который получил развитие в 80-90-х гг. XX столетия. Педагоги этого направления выступили против авторитарной п ...

Особенности распознавания общих категориальных значений
Эта группа заданий представлена в виде 2 процедур. Задание №1. Из заданий, вошедших в эту группу, более сложными для детей экспериментальной группы оказалось называние следующих общих категориальных значений: "времена года" - только 4 из 15 назвали правильно, среди них 2 ребенка с доминир ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru