Организация и методика экспериментального исследования психомоторного и речевого развития детей раннего возраста в условиях дома ребенка

Образование и воспитание » Логопедическая работа с детьми раннего возраста в условиях Дома ребенка » Организация и методика экспериментального исследования психомоторного и речевого развития детей раннего возраста в условиях дома ребенка

Страница 18

Рис.7. График выполнения заданий

Сравнивая кривые, построенные в результате выполнения диагностических заданий по установлению уровня экспрессивной речи, мы убедились, что ЭГ-2 значительно отстает в речевом развитии от ЭГ-1. Отсюда следует, что коррекционная работа, начатая с первых месяцев жизни ребенка, наиболее эффективна и дает хорошие результаты.

Из таблиц 5 и 6 мы видим, что на высокий четвертый уровень развития вышел один ребенок, он набрал 19 баллов из возможных 20. Это говорит о том, что речь малыша соответствует уровню развития речи в норме.

С первой группой развития, также один ребенок, он набрал наименьшее количество баллов. Это говорит о том, что у ребенка отсутствует самостоятельное говорение.

Вторую группу развития экспрессивной речи имеют 5 детей. Это говорит о том, что 50% детей практически не разговаривают сами, вступают в речевое общение только после стимуляции речи взрослым.

Третья группа речевого развития составляет 3 ребенка – 30% от общего количества детей. У этих детей имеется самостоятельная речь. Они при общении используют слова, иногда фразы, простые двусловные предложения. Но их речь мало понятна для окружающих.

На основании этих данных строим диаграмму развития экспрессивной речи детей 2-3 лет Дома ребенка (рис.8).

Рис.8. Диаграмма развития экспрессивной речи детей 2-3 лет Дома ребенка

Сравнивая результаты диаграмм 2 и 3, т.е. сравнивая результаты развития импрессивной и экспрессивной речи, мы видим, что наблюдается неравномерное развитие активной и пассивной речи. Дети хорошо понимают обращенную к ним речь взрослого, но редко способны использовать слова в обращении или пользуются «автономными» детскими словами типа «ав-ав», «ам-ам» и т.п. Преобладание таких слов свидетельствует о задержке речевого развития.

Таким образом, анализируя результаты нашего поэтапного диагностического обследования, можно сделать вывод о том, что 90% малышей Дома ребенка отстают в своем развитии от нормативных показателей развития детей раннего возраста, как в психомоторном, так и речевом развитии.

Малыши, попадающие в Дом ребенка, часто имеют плохую наследственность, отягощенную алкоголизмом и наркоманией, врожденную психическую и невротическую патологию. У всех детей, воспитывающихся в этом учреждении с самого рождения, и детей, попавших в несколько более позднем возрасте и переживших разлуку с матерью, присутствует материнская депривация, что, несомненно, отрицательно сказывается на развитие ребенка.

На момент обследования выявилось, что соматически ослабленные дети Дома ребенка имеют недоразвитие всех компонентов речевой системы. Дети почти не владеют речью – пользуются или несколькими лепетными словами, или отдельными звукомплексами. У некоторых из них сформирована простая фраза, но диапазон возможностей ребенка к активному использованию фразовой речи сужен. Понимание простых инструкций не нарушено, но вызывают затруднения логико-грамматические конструкции или двухступенчатые инструкции.

Страницы: 13 14 15 16 17 18 19

Полезная информация:

Формирование перечня тестовых заданий. Тест как средство измерений знаний
Тест как средство измерения является результатом теоретического и экспериментального анализов. Теоретический анализ использует операциальные определения при оценке знаний, в качестве экспериментальных индикаторов которых выступают контрольные задания. Основываясь на системном подходе можно рассматр ...

Образовательный процесс
Учебно-воспитательный (образовательный) процесс имеет четыре элемента, которые следует кратко рассмотреть (рис. 3). Они тесно взаимосвязанны: взаимодействие между обучающимися и образовательными ресурсами (содержание—учебные материалы и методы—преподаватель или мастер—оборудование). Это взаимодейст ...

Профилизация образовательного процесса как комплексная педагогическая проблема
На рубеже 1990–2000-х гг. окончательно сформировались широкие социальные и социально-педагогические предпосылки массового введения профильного обучения на старшей ступени общего образования в российской школе. Перечислим и кратко охарактеризуем эти предпосылки. 1. Возрастание требований к специалис ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru