Умственное воспитания ребенка

Образование и воспитание » Умственное воспитания ребенка

Страница 2

Итак, "умственное развитие" - это процесс развития умственных сил и мышления учащихся, происходящий в результате специальных воспитательных воздействий. "Умственное воспитание" - это целенаправленная деятельность учителя по развитию умственных сил, мышления учащихся и привития культуры умственного труда. Умственное воспитание связывается с накоплением прочного фонда знаний, с овладением учебно-познавательными операциями, с проявлением гибкости ума как при усвоении знаний, так и при их практическом использовании. Мы говорим о мышлении человека как составной части умственного воспитания. Мышление - это продукт деятельности человеческого мозга. Оно свойственно всем людям. Педагоги и психологи рекомендуют учителю развивать мышление вообще и его частные виды. Представим их в общем виде и определим сущность. Направления умственного воспитания:

развитие различных видов мышления;

развитие умственных сил учащихся;

овладение интеллектуальными умениями.

Мы говорим о мышлении человека как составной части умственного воспитания. Мышление - это продукт деятельности человеческого мозга. Мышление свойственно всем людям. Учитель призван развивать мышление вообще и его частные виды.

Виды мышления: диалектическое, логическое, абстрактное, категориальное, теоретическое, индуктивное и дедуктивное, алгоритмическое, техническое, продуктивное и репродуктивное, системное и др.

Диалектическое мышление - это умение видеть явление в единстве противоречий, выявлять тенденции их развития, видеть зарождение нового, находить взаимосвязи явлений, причины их возникновения.

Логическое мышление связано с овладением логическими приемами обработки знаний. Логические приемы помогают находить связи, добывать новые знания, упорядочивать систему знаний. Это приемы рассуждения, доказательства, опровержения, приемы выводов, прогнозов, предположений.

Абстрактное мышление помогает человеку отвлечься от несущественного, второстепенного, выделить общее и существенное, формировать абстрактные понятия.

Категориальное мышление - это умение объединить понятия в классы и группы, виды на основе существенных признаков сходства и различия.

Теоретическое мышление - это способность к усвоению обобщенных знаний, пониманию научных основ, принципов развития той или иной области знаний, умение увидеть закономерности, существенные связи между явлениями. Например, учение А.С. Макаренко о стадиях развития коллектива, открытие в авторских школах новых принципов обучения, принцип природосообразности, принцип экологического императива и др.

Индуктивное мышление - это движение мысли от частного к общему, от фактов - к выводам, заключению, добыванию новых знаний.

Дедуктивное мышление - мыслительный процесс от общего к частному, от закона к следствию, от идеи к конкретному случаю ее проявления, от правила к примеру и т.д.

Алгоритмическое мышление - умение точно следовать инструкции, предписанию, правилу. Умение разбить задачу на последовательные шаги ее выполнения, определить стратегию деятельности.

Содержание умственного воспитания включает развитие умственных сил учащихся. Это степень развитости ума, способность человека накапливать знания, овладевать основными мыслительными операциями, развивать интеллектуальные умения, которые характеризуют умственную деятельность учащихся.

Определим задачи умственного воспитания:

накопление фонда знаний;

овладение основными мыслительными операциями и способами действия;

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Клас­си­фи­ка­ция про­из­ве­де­ний ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры для уро­ков ис­то­рии
Ху­до­же­ст­вен­ная ли­те­ра­ту­ра, ис­поль­зуе­мая в пре­по­да­ва­нии ис­то­рии, мо­жет быть раз­де­ле­на на две груп­пы: ли­те­ра­тур­ные па­мят­ни­ки изу­чае­мой эпо­хи и ис­то­ри­че­скую бел­лет­ри­сти­ку. Что мы от­но­сим к ли­те­ра­тур­ным па­мят­ни­кам? Ко­неч­но, это про­из­ве­де­ния, соз­д ...

Подбор видеоматериалов
Композиция кадра и монтаж видеофильма Композиция Видеофильм состоит из большого числа монтажных кадров, которые соединяются в определенной последовательности для наиболее выразительного раскрытия содержания видеофильма. Снимать каждый видеокадр нужно с учетом его места в «монтажной фразе»,объединяю ...

Взаимодействие с семьей школьника как направление воспитательной работы
Эффективность современного воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношени ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru