Умственное воспитания ребенка

Образование и воспитание » Умственное воспитания ребенка

Страница 2

Итак, "умственное развитие" - это процесс развития умственных сил и мышления учащихся, происходящий в результате специальных воспитательных воздействий. "Умственное воспитание" - это целенаправленная деятельность учителя по развитию умственных сил, мышления учащихся и привития культуры умственного труда. Умственное воспитание связывается с накоплением прочного фонда знаний, с овладением учебно-познавательными операциями, с проявлением гибкости ума как при усвоении знаний, так и при их практическом использовании. Мы говорим о мышлении человека как составной части умственного воспитания. Мышление - это продукт деятельности человеческого мозга. Оно свойственно всем людям. Педагоги и психологи рекомендуют учителю развивать мышление вообще и его частные виды. Представим их в общем виде и определим сущность. Направления умственного воспитания:

развитие различных видов мышления;

развитие умственных сил учащихся;

овладение интеллектуальными умениями.

Мы говорим о мышлении человека как составной части умственного воспитания. Мышление - это продукт деятельности человеческого мозга. Мышление свойственно всем людям. Учитель призван развивать мышление вообще и его частные виды.

Виды мышления: диалектическое, логическое, абстрактное, категориальное, теоретическое, индуктивное и дедуктивное, алгоритмическое, техническое, продуктивное и репродуктивное, системное и др.

Диалектическое мышление - это умение видеть явление в единстве противоречий, выявлять тенденции их развития, видеть зарождение нового, находить взаимосвязи явлений, причины их возникновения.

Логическое мышление связано с овладением логическими приемами обработки знаний. Логические приемы помогают находить связи, добывать новые знания, упорядочивать систему знаний. Это приемы рассуждения, доказательства, опровержения, приемы выводов, прогнозов, предположений.

Абстрактное мышление помогает человеку отвлечься от несущественного, второстепенного, выделить общее и существенное, формировать абстрактные понятия.

Категориальное мышление - это умение объединить понятия в классы и группы, виды на основе существенных признаков сходства и различия.

Теоретическое мышление - это способность к усвоению обобщенных знаний, пониманию научных основ, принципов развития той или иной области знаний, умение увидеть закономерности, существенные связи между явлениями. Например, учение А.С. Макаренко о стадиях развития коллектива, открытие в авторских школах новых принципов обучения, принцип природосообразности, принцип экологического императива и др.

Индуктивное мышление - это движение мысли от частного к общему, от фактов - к выводам, заключению, добыванию новых знаний.

Дедуктивное мышление - мыслительный процесс от общего к частному, от закона к следствию, от идеи к конкретному случаю ее проявления, от правила к примеру и т.д.

Алгоритмическое мышление - умение точно следовать инструкции, предписанию, правилу. Умение разбить задачу на последовательные шаги ее выполнения, определить стратегию деятельности.

Содержание умственного воспитания включает развитие умственных сил учащихся. Это степень развитости ума, способность человека накапливать знания, овладевать основными мыслительными операциями, развивать интеллектуальные умения, которые характеризуют умственную деятельность учащихся.

Определим задачи умственного воспитания:

накопление фонда знаний;

овладение основными мыслительными операциями и способами действия;

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Сохранение и забывание
Сохранение – это удержание заученного в памяти, т. е. сохранение следов и связей в мозгу. Забывание – исчезновение, выпадение из памяти, т. е. процесс угасания, ликвидации, «стирания» следов, затормаживание связей. Эти два процесса, противоположные по характеру, по сути дела представляют разные хар ...

Понятие коммуникативной компетенции
В системе общего среднего образования русский язык занимает особое место. Это обусловлено его социальной значимостью. Русский язык - это родной язык русского народа, часть его духовной культуры, основная форма проявления его национального и личностного самосознания. Русский язык является государств ...

Уровни адаптации детей с ДЦП и без данной патологии к школе: результаты исследования и их обсуждения
С помощью опросника для определения школьной адаптации учащихся начальных классов мы выявили уровни адаптации детей к школе с заболеванием детский церебральный паралич, а также детей и без данной патологии. Рис. 1. Уровни адаптации детей с ДЦП и без данной патологии Данные представленные в рисунке ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru