Умственное воспитания ребенка

Образование и воспитание » Умственное воспитания ребенка

Страница 1

Стратегия перестройки современного образования предусматривает изменение приоритета целей обучения: от ориентации на усвоение знаний, умений и навыков школа переходит к развивающему обучению. Сегодня школа должна создать все условия, обеспечивающие развитие личности школьника. Современность предъявляет очень высокие требования к развитию школьника - развитие познавательной потребности и интересов, эмоциональное развитие, развитие ценностных ориентации, развитие умственных сил и др.

Идея развития ребенка занимала многих выдающихся педагогов прошлого. Она родилась в эпоху гуманизма, когда на повестке дня встал вопрос о ценности человека, его правах на развитие и проявление своих способностей. На основе центральной идеи гуманизма - актуализация возможностей, заложенных в личности ребенка через гуманистические занятия, - строилось развивающее обучение.

Идею развивающего обучения отстаивали многие известные педагоги прошлого, но наиболее полное воплощение она получила в учениях швейцарского педагога И.Г. Песталоцци. Воспитание человечности предполагает развитие сил и способностей, заложенных в ребенке, которые сами стремились к развитию, но воспитание и обучение призвано всячески помочь процессу самораскрытия личности. Способность ребенка мыслить необходимо довести до самосовершенства. Песталоцци рассматривал обучение детей как искусство помочь естественному стремлению ребенка к развитию; разработал методику обучения детей по этапам, предусматривающим индуктивный путь познания; связывал развитие его духовных сил и мысли с памятью, вниманием, наблюдательностью.

В дальнейшем идея развивающего обучения была использована в XIX веке в различных системах, но в основном применялась для умственного развития детей в элитных школах. И. Гербарт соединил в своей системе традиционное и развивающее обучение и путем накопления ассоциаций развивал у ребенка многосторонность интересов, отождествляя их с гармоническим развитием у детей всех способностей.

А. Дистервег в основу развивающего обучения положил три принципа - самодеятельность, природосообразность и культуросообразность, добиваясь тем самым главной цели - развития самодеятельности ученика. Совершенствование и гармоническое развитие всех задатков человека достигаются путем выполнения упражнений, в которых совершенствуется самодеятельность детей.

Идея развивающего обучения получила свое воплощение и в трудовом обучении (Г. Шаррельман), где предполагалось развитие интереса и творческих сил ребенка.

Обогащение идеи развивающего обучения находим в трудах К.Д. Ушинского, который утверждал, что главное внимание школа должна направлять не на знание, а на развитие способностей учащихся к мышлению. Под развитием он понимал созревание внутренних сил ребенка - внимания, воли, речи, мотивации учения. И созревание это происходит в самодеятельности ребенка, которую умело регулирует учитель. Знания, говорил К.Д. Ушинский, должны связывать ребенка с окружающей действительностью и тем самым лучше обеспечивать развитие детей.

Развивающее обучение ориентирует учебный процесс на потенциальные, природные возможности человека и их реализацию.

Чтобы достигнуть коренного улучшения работы школы над развитием детей, надо раскрыть понятия "умственное развитие", "умственное воспитание", содержание и задачи развивающего обучения, дидактические ориентиры их осуществление.

Среди отечественных и зарубежных ученых бытует точка зрения, что развитие ребенка происходит спонтанно, так как ему присущи внутренние закономерности. Согласно этой позиции обучению отводится пассивная роль - оно должно только подстраиваться под эти закономерности, сообразуясь с этапами возрастного развития. Однако умственное развитие идет значительно интенсивнее в условиях социального общения и воспитания, когда учитель оказывает планомерное и систематическое воздействие на ум ребенка, обеспечивая путем постановки упражнений решение задач умственного воспитания.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Динамика мотивов при усвоении нравственных норм
Нравственность конкретного человека есть освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая его индивидуальное поведение, опирающаяся на мировоззренческие убеждения и чувство совести. Важнейшим компонентом нравственного сознания и поведения являются нравственная потребность, воля, жела ...

Планирование учебной работы и подготовка к занятиям. Анализ учебной программы по графике
Как и всякий вид деятельности, труд учителя требует предварительной подготовки, продумывания и планирования. Этот подготовительный этап, предшествующий проведению самого занятия, является прямым служебным долгом учителя, который руководствуется для этой цели учебной программой. Программа учебная – ...

Сущность, классификация и направления педагогических инноваций
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года так определяет социальные требования к системе школьного образования: "Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru