Умственное воспитания ребенка

Образование и воспитание » Умственное воспитания ребенка

Страница 3

развитие интеллектуальных (общепедагогических) умений и различных видов мышления;

развитие научного мировоззрения.

Коротко рассмотрим каждую из них.

Накопление фонда знаний предполагает овладение

конкретным учебным материалом - знанием фактов, событий, символов, терминов, имен, дат, законов, теорем и т.д. Знания связаны с областью их применения, а также методикой использования. Большую роль в освоении фонда знаний имеет личная целеустремленность ребенка, умение добывать знания, культура интеллектуального труда.

Умственное развитие и умение мыслить связано с усвоением основных мыслительных операций: анализ (мыслительное разложение целого на части); синтез (мыслительное объединение частей в целое); сравнение (нахождение сходства и различия); классификация (распределение предметов, явлений по группам, классификация явлений, событий, фактов). Эти мыслительные операции чрезвычайно нужны во всех ситуациях, требующих принятия самостоятельного решения.

К числу интеллектуальных умений, которые определяют умения школьника успешно учиться, относятся учебные умения, умения учебной деятельности. Они формируются в системе целого ряда учебных дисциплин. Учебные умения подразделяются на общие-общепедагогические, которые используются в любых учебных дисциплинах, и специальные - необходимые для овладения знаниями в какой-то определенной области. Как правило, эти умения перечисляются в программе обучения.

Общие (общепедагогические) умения - умение читать, слушать, устно излагать свои мысли, писать, работать с книгой (конспектировать, пересказывать, аннотировать, реферировать и т.д.). Эти умения должны вводиться по степени усложнения.

Существует "Экспериментальная программа развития умений и навыков учебной деятельности 1-10 кл."

Специальные умения - умение быстро читать ноты, выполнять технические чертежи, читать исторические и географические карты, слушать музыкальные произведения, пользоваться словарями и. справочниками. Всем этим умениям надо школьников обучать. Там, где в учебнике в задании написано: "Перескажи текст", "Составь план", "Опиши картину", "Докажи", учитель должен наметить стратегию деятельности ученика.

Кроме того, существуют умения самостоятельной работы. Они повышают культуру умственного труда школьника. Это умение рационально организовывать время, строить оптимальный режим работы, вырабатывать систему в работе, содержать в порядке рабочее место, знание правил умственной деятельности, умение включаться в работу, умение сосредоточиться и внимательно работать, умение в преодолении трудностей и др. Умения и навыки самостоятельной работы характеризуют гигиену умственного труда, НОТ школьника, формируют азбуку умственного труда. В настоящее время большое значение придается обучению школьников умению предвидеть, предсказать, предусмотреть (итоги, результаты, события). Развитие интуиции помогает ученику прийти к заключению даже по недостаточному количеству данных. Это очень важно для развития творческой деятельности школьника.

Практика и опыт убеждают, что не всякое обучение развивает. Обучение может не только не способствовать продвижению ребенка, но и замедлить его развитие. Обучение, основанное не на осознании, а преимущественно на запоминании, на определенном этапе тормозит развитие ребенка. Деятельность учащихся по готовому образцу, без обращения к варьированию знаниями, выполнение однотипных упражнений для отработки навыка вырабатывают стереотип мышления, не служат развитию ребенка. В этом случае школьники не могут подняться на уровень творческого решения познавательных задач, развитие идет вяло. Обучение должно побуждать и активизировать мыслительную деятельность. Поэтому в обучении важны не только содержание, методы обучения, но и сама процессуальная сторона деятельности по усвоению знаний.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Дежурство как форма организации детского труда, его значение в воспитании детей
Дежурство как форма организации труда детей впервые была исследована З.Н. Борисовой в 1953 году. Этим автором были разработаны содержание этой формы труда и методика руководства деятельностью детей. Позже данную проблему исследовала Г.Н. Година. Дежурство предполагает труд одного или нескольких дет ...

Учебная модель развития критического мышления через чтение и письмо
Развитие критического мышления в ходе обучения математике подразумевает определенную структуру учебных занятий. В технологии РКМЧП она представлена в виде: Представим эту структуру более подробно в виде обобщающей таблицы: Таблица №7 Учебная модель РКМЧП вызов осмысление рефлексия Цели Актуализация ...

Методическая разработка творческого дела
Творческая игра «Избушка бабы-яги» Цель: создание благоприятной среды для реализации творческого потенциала учащихся, развитие способностей, чувства прекрасного, воспитание чувства коллективизма, самостоятельности. Подготовка. 1. Подбор участников. Разделить детей по группам. 2. Разработка сценария ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru