Понятие коммуникативной компетенции

Страница 1

В системе общего среднего образования русский язык занимает особое место. Это обусловлено его социальной значимостью.

Русский язык - это родной язык русского народа, часть его духовной культуры, основная форма проявления его национального и личностного самосознания.

Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения, консолидации и единения народов нашей страны.

Русский язык - средство общения, орудие познания и отражения действительности, важнейшее средство воспитания.

Овладение русским языком как средством общения обеспечивает способность и готовность выпускника школы к коммуникации в повседневной жизни и профессиональной деятельности, к речевому взаимодействию и взаимопониманию.

Как средство познания русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей школьника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации.

Через язык происходит приобщение ребенка к духовно-нравственным ценностям, выработанным человечеством, формирование духовно богатой личности, осознающей ценности собственной национальной культуры, ориентирующейся в быстро меняющемся современном мире, понимающей свою ответственность перед обществом и окружающей средой.

Изучение русского языка и владение им - могучее средство приобщения к культуре и литературе русского народа, к достижениям мировой науки и культуры, средство осознания языка как культурной и эстетической ценности.

В настоящее время, при обучении русскому языку, в теории и практике преподавания огромную роль играют четыре типа компетенций.

Компетенция - совокупность специальных (предметных) и общепредметных знаний, умений, навыков и способов деятельности, а также ценностных ориентаций, сформированная у школьников в результате изучения ими предметной образовательной области и служащая средством достижения компетентности как конечной цели обучения.

Выделяют лингвистическую, языковую, коммуникативную и культуроведческую компетенции. Они все взаимосвязаны, каждая компетенция играет свою важную роль при обучении русскому языку. (см. таблицу 1)

Таблица 1

Русский (родной) язык

Нас будет интересовать коммуникативная компетенция. Ведь для владения языком важны умения и навыки употребления тех или иных слов, грамматических конструкций в конкретных условиях общения, или коммуникации.

Коммуникативная компетенция - это способность и реальная готовность к общению адекватно целям, сферам и ситуациям общения, готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию. В преподавании родного языка она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи (в методике их обычно называют речеведческими) - стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т.д., умения и навыки анализа текста.

Однако эти знания и умения еще не обеспечивают общения, адекватного коммуникативной ситуации, овладение различными видами речевой деятельности в разных сферах общения.

Определяющее место в коммуникативной компетенции занимают собственно коммуникативные умения и навыки - умения выбрать нужную языковую форму, способ выражения в зависимости от условий коммуникативного акта, т.е. умения и навыки речевого общения сообразно коммуникативной ситуации.

Собственно коммуникативные умения и навыки - это умения и навыки речевого общения с учетом того, с кем мы говорим, где говорим и, наконец, с какой целью. Нет сомнения, что формирование их возможно лишь на базе лингвистической и языковой компетенции.

Важнейшая составляющая коммуникативной компетенции - формирование и развитие навыков речевого общения на двух уровнях:

на репродуктивном: адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения, воспроизводить текст с заданной степенью свернутости, владеть разными видами чтения и т.д.;

на продуктивном: создавать тексты различных стилей и жанров, владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога и т.д.

Следует отметить особую важность формирования в школе коммуникативной компетенции сегодня. В "Компетенции модернизации российского образования на период до 2010 года" Правительства Российской Федерации в качестве одного из факторов, приобретающих особую важность, названы коммуникативность, готовность к сотрудничеству. Школа призвана развивать способности школьника реализовать себя в новых динамичных социально-экономических условиях, уметь адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. Нет сомнения, что одной из характеристик этой личности становятся ее коммуникабельность, способность к сотрудничеству и социальному речевому взаимодействию, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка.

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Общие методические положения по проведению элективного курса «Квадратные уравнения и неравенства с параметром»
Функции вида (– квадратный трёхчлен), где , в школьном курсе математики придаётся большое значение. Если не считать самой простой функции – линейной, то это единственная функция, для которой в школьном курсе могут быть достаточно строго доказаны основные свойства, составляющие содержание теории и н ...

Понятие « минимальное дизартрическое расстройство»
Минимальное дизартрическое расстройство (с тертая дизартрия) - одно из наиболее часто встречающихся в детском возрасте речевое расстройство, при котором ведущим в структуре речевого дефекта является стойкое нарушение фонетической стороны речи. Для минимальных дизартрических расстройств характерно: ...

Формы и виды внеклассной работы по русскому языку
В отличие от уроков внеклассная работа по рус­скому языку характеризуется многообразием форм и видов. Выделяются следующие формы внеклассной ра­боты: по способу подачи языкового материала — устные и письменные; по частоте проведения — сис­тематические (постоянные) и эпизодические (разо­вые); по кол ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru