Формирование коммуникативных умений учащихся на уроках грамматики в процессе ознакомления с особенностями публицистического стиля

Образование и воспитание » Формирование коммуникативных умений учащихся на уроках грамматики в процессе ознакомления с особенностями публицистического стиля

Детская речь (особенности ее формирования и развития, механизмы речи, психология усвоения языка как средства общения и др.) всегда привлекала внимание исследователей. В настоящее время в научной литературе накоплен значительный опыт изучения развития речи детей разного возраста. В этом направлении большую роль сыграли труды Ф.И. Буслаева, К.Д. Ушинского, А.В. Миртова, В.А. Добромыслова, Т.А. Ладыженской, A. M. Пешковского, Г.О. Винокура, А.Н. Гвоздева, А.А. Леонтьева, Н.И. Жинкина, А.К. Марковой, М.Р. Львова, В.Н. Мещерякова и других исследователей. Основные положения работ этих ученых нашли отражение в школьной практике преподавания русского языка.

О важности работы, связанной с речевым развитием учащихся, говорится в государственном стандарте общего образования по русскому языку (2004 г.). Вопросы речевого развития школьников нашли отражение как на базовом, так и на профильном уровнях. В каждой из пяти целей изучения русского языка (воспитание, развитие и совершенствование, освоение знаний, овладение умениями, применение) на базовом и на профильном уровнях среднего (полного) общего образования содержится указание на необходимость речевого развития учащихся.

В действующей программе по русскому языку для общеобразовательных учреждений, построенной в соответствии с государственным стандартом общего образования по русскому языку, сформулированы основные цели изучения русского языка в школе. К ним относятся: формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенций учащихся. При этом особое внимание уделяется коммуникативной компетенции, основанной на знаниях школьников об особенностях использования родного языка в устной и письменной речи. Формирование коммуникативной компетенции тесно связано с практической стороной обучения русскому языку в школе: теоретические знания учащихся являются базой развития их коммуникативных умений.

Формирование коммуникативной компетенции школьников осуществляется на основе сознательно усвоенных норм русского литературного языка в ходе выполнения специальных упражнений, работая над которыми учащиеся узнают об особенностях функционирования языковых средств в разных стилях и типах речи, об основных специфических чертах стиля и характере их проявления в устных и письменных высказываниях.

Измерителем сформированности уровня коммуникативной компетенции учащихся выступают коммуникативные умения. Под коммуникативными умениями понимаются такие мыслительные действия учащихся, которые "направлены на создание связных устных и письменных высказываний разных функционально-смысловых типов (описаний, повествований, рассуждений) и функциональных стилей.

Проблеме формирования коммуникативных умений и навыков учащихся посвящены труды В.А. Добромыслова, Т.А. Ладыженской, В.И. Капинос, М.Р. Львова, М.Т. Баранова, А.П. Еремеевой, В.Н. Мещерякова, Н.Д. Десяевой, С.А. Арефьевой, Т.М. Пахновой и др. Большие возможности для формирования коммуникативных умений предоставляет работа с текстами разных функциональных стилей, в частности публицистического стиля, на уроках русского языка в школе.

Важность работы с текстами для овладения нормами русского литературного языка отмечали И.А. Фигуровский, В.А. Добромыслов, Т.А. Ладыженская, Н.А. Пленкин, А.В. Дудников, В.И. Капинос, Л.М. Лосева, А.А. Акишина, А.П. Еремеева, Н.А. Ипполитова, Г.Я. Солганик и др.

В данном исследовании работа с текстами публицистического стиля на уроках русского языка в 7-ом классе рассматривается как средство формирования коммуникативных умений учащихся.

публицистический стиль коммуникативное умение

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью дальнейшего совершенствования методики развития коммуникативных умений учащихся средствами учебного предмета, так как по последним данным, в частности, по результатам проведенных ЕГЭ по русскому языку (творческое задание, часть С), уровень коммуникативных умений выпускников средних учебных заведений Российской Федерации остается пока еще недостаточным.

Объект исследования - процесс формирования коммуникативных умений учащихся среднего подросткового возраста (7-й класс) на уроках грамматики и на специальных уроках развития речи.

Предмет исследования - методические условия формирования коммуникативных умений учащихся с использованием текстов публицистического стиля как оптимальной дидактической единицы на уроках русского языка.

Цель исследования заключается в изучении и анализе теоретических аспектов по формированию коммуникативных умений учащихся на основе работы с текстами публицистического стиля на уроках русского языка в 7-ом классе.

Выдвинутая цель курсовой работы потребовала решения следующих задач:

1. Дать общую характеристику публицистического стиля речи, его функций, языковых особенностей, жанров.

2. Уточнить перечень коммуникативных умений при работе с текстами публицистического стиля.

3. Определить пути и условия формирования коммуникативных умений учащихся с помощью текстов публицистического стиля на уроках русского языка.

4. Разработать проект урока с использованием грамматико-стилистических упражнений, направленных на формирование коммуникативных умений школьников, используя в качестве оптимальной дидактической единицы тексты публицистического стиля.

Для осуществления поставленных задач были использованы следующие методы: изучение лингвистической, научно-методической и психолого-педагогической литературы по теме исследования; статистический метод.

Полезная информация:

Роль свободы и авторства в развитии ребенка
Свобода является философской категорией; в самом общем смысле означает способность человека самостоятельно определять свои поступки, действовать по своему усмотрению, на основании собственного решения. Проблема свободы получила наиболее полное содержательное раскрытие в 60-80-е гг. у ряда экзистенц ...

Историческое развитие дистанционного образования
Практически невозможно дать точный ответ на вопрос: «Когда впервые возникло дистанционное обучение?» Очевидно, как только у человека появилась необходимость в приобретении знаний, а главное, появилась возможность их передачи в том или ином виде, тем или иным способом, тогда и возникла потребность в ...

Диагностика уровня формировании культуры потребления подростками информации телевизионных СМИ
Эмпирическое исследование было начато нами в апреле 2009 года, когда в экспериментальной группе были проведены предварительные беседы о специфике взаимодействия зрителей с виртуальной реальностью телевизионных программ и проблеме социально-психологического воздействия телевизионных СМИ на сознание ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru