Формирование коммуникативных умений учащихся на уроках грамматики

Страница 1

Умение и навык в психологии рассматриваются как действия в процессе решения тех или иных задач, в дидактике и лингводидактике - как этапы овладения новым способом действия. Умение представляет собой способность к сознательному действию в измененных или новых условиях, производимому на основе каких-либо правил или знаний, поэтому составляет первый (промежуточный) этап. Формирование умения сопровождается осознанием его цели и способов и приемов достижения этой цели. При известной степени автоматизации умение переходит в навык.

Навык характеризует приобретенное в результате обучения и повторения умения действие, выполняемое без непосредственного соотнесения с правилом (знанием), т.е. автоматизированное.

На уроках русского языка в процессе ознакомления с темой "Публицистический стиль", особенностями публицистического стиля, учащиеся овладевают следующими умениями и навыками:

1) опознавательные:

распознавать жанр публицистического стиля;

узнавать отдельные языковые явления в тексте;

выделять языковые признаки и особенности публицистического стиля;

выделять существенные признаки языковых понятий и категорий и разграничивать сходные языковые явления;

2) классификационные:

группировать тексты публицистики на определенной основе (например, по жанрам);

устанавливать родовые и видовые отношения языковых понятий;

определять основания группировки, классификации сопоставляемых или смешиваемых текстов;

составлять классификации, таблицы;

3) аналитические:

производить разные виды языкового разбора разной степени полноты (полного, частичного, выборочного);

определять функции языковой единицы (публицистического стиля);

4) синтетические:

образовывать языковые единицы (статью) по модели, схеме, алгоритму;

преобразовывать языковые единицы (изменять жанр статьи);

находить ошибки в использовании единиц языка и исправлять их;

5) творческие:

подбирать примеры текстов публицистического стиля;

конструировать слова, словосочетания и предложения по заданным моделям и без них;

репродуцировать тексты публицистики (близко к исходному тексту, сжато, выборочно, с продолжением);

составлять собственные лингвистические тексты в устной и письменной форме.

Таким образом, эффективность работы по формированию коммуникативных умений учащихся на уроках русского языка в 7-ом классе возрастет, если:

систематически использовать на уроках русского языка в качестве оптимальной дидактической единицы тексты публицистического стиля, способствующие развитию таких качеств речи, как точность, логичность, доказательность, эмоциональность, экспрессивность, авторская оценочность;

строить методику развития коммуникативных умений учащихся с опорой на методические принципы: принцип взаимосвязи в изучении грамматики и стилистики и принцип обусловленности основного направления в преподавании родного языка его коммуникативной функцией во всех ее проявлениях (А.В. Дудников);

формировать коммуникативные умения учащихся на основе коммуникативно-деятельностного подхода путем грамматико-стилистической работы, направленной на обогащение грамматического строя речи учащихся и имеющей целью обучение анализу стилистических свойств языковых единиц на уроках грамматики, обучение выбору и целесообразному использованию языковых средств в процессе работы над сочинениями на уроках развития речи.

Концептуальной основой методики преподавания русского языка в современной школе провозглашен функционально-стилистический аспект обучения родному языку, направленный на формирование коммуникативной компетенции учащихся. В связи с этим большое внимание на уроках русского языка уделяется работе с текстами различных функциональных стилей.

Особая роль в развитии у школьников коммуникативных умений принадлежит текстам публицистического стиля, обладающим огромными дидактическими возможностями, что обусловлено как экстралингвистическими, так и собственно лингвистическими факторами публицистического стиля.

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Программа кружка «резьба по дереву»
Первый год занятий (контурная и трехгранновыемчатая виды резьбы) Эти виды резьбы наиболее доступны в общеобразовательных школах. Они не требуют сложных инструментов ( достаточно иметь нож-косячок).Для этих видов резьбы может быть использована практически любая древесная порода, причем композиционны ...

Использование проектной деятельности на уроках технологии
Цели новой образовательной области «Технология» будут достигнуты, если учащиеся будут выполнять проекты, которые включают усвоение информации, овладение рабочими приемами, технологическими операциями и, что не менее важно, оценочным соотношением к планируемым и достигнутым результатам трудовой деят ...

Методика оздоровления детей
Наблюдения гигиенистов за реакцией учащихся на учебную деятельность при различной ее организации позволяет отнести к здоровьесберегающим следующие педагогические технологии: — модель структуры урока, разработанную группой авторов под руководством Г. Г. Левитаса; — модульное обучение — довольно стар ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru