Формирование экологической культуры младших школьников в учебном процессе

Страница 2

С возрастом у детей меняется и восприятие окружающего мира. При подготовке рефератов они уже сами стремятся использовать как можно больше дополнительной литературы.

Если, к примеру, во втором классе дети приносят энциклопедию или другую литературу, чтобы показать, какая у них есть книга, то в 4ом классе им важна не сама книга, а тот материал, который в ней содержится. Это очень хорошо отслеживается в таблице (приложение.) Позже я наблюдала за деятельностью детей в старших классах, после открытых уроков учителя отзываются положительно о самоподготовке детей. (видеоматериал) Дети приносят книги, энциклопедии, способствующие более продуктивному усвоению материала.

В 3ем классе с моей точки зрения можно наблюдать самую интересную работу детей, при чем в самых различных направлениях.

Например, подготовку к изучению природной зоны – “Степь” и описание грозы в степи (отрывок из произведения А.П. Чехова) я начинаю с посещения нашего ипподрома. Дети с удовольствием слушают о лошадях, их привычках, знакомство с условиями их содержания, катаются, а затем мы рассматриваем ландшафт ипподрома. Обычно экскурсия приходится на конец осени, и дети хорошо ощущают бескрайность степи – нет ни дерева, ни кустика всюду открытое пространство и только на северо-западе тянется Яблоновый хребет.

Когда же начинается изучение отрывка детям легче понять, почему испугался мальчик, попав в грозу в степи, а также восприятие описания самой степи дается легче. При изучении же природной зоны дети сами называют обитателей степи, устанавливают биоцепочки.

К сожалению, все природные зоны так изучать нет возможности. Но вместо экскурсии на выручку приходят ТСО.

Дети видят гватемальские джунгли, побережье Австралии, красоты Большого Барьерного рифа, могут насладиться зрелищем летнего полярного дня в Арктике, царство Карибу и Медведей гризли. Открывают для себя Индию осенью: тигры, разгуливающие по джунглям, обезьяны, павлины, роскошные банановые и манговые деревья, увидят смышленых обезьян греющихся в горячих вулканических источниках, услышат грозный рев водопада Виктория. Увидят неприступные Гималаи, бескрайную Сахару, несметные стада животных, кочующих по саванне вслед за серенгети и т.д.

Все это постепенно ориентирует детей на то, чтобы их поведение в природе было осознанным и бережным.

Возвращаясь к такой форме деятельности как экскурсия, хочу сразу заметить, что сама по себе экскурсия достаточно традиционная форма учебной работы. Тем не менее она довольно эффективна и способствует выработке определенных практических умений у учащихся, конкретизации теоретических знаний.

Экологические экскурсии имеют свою специфику. Она заключается в том, что во время экскурсии кроме образовательных задач решаются и экологические проблемы. Первые задания могут носить характер наблюдений: выяснить состояние зеленых насаждений, степень вытоптанности участков парка или ближайшего участка леса. Часто после таких экскурсий у детей возникает желание сделать что-то полезное, чтобы сберечь хоть маленький участок парка. Особый интерес вызывает задание придумать знаки, которые помогли бы сохранить уголок парка или леса (см. приложение).

Позже я выезжала с детьми в пойму р. Кайдаловки за городом. В процессе экскурсии мы не только находили вечнозеленые растения (брусничник и грушанку), не только наблюдали за растительностью луга и леса, но и обращали внимание на то, как нарушались правила поведения в природе. Поскольку экологическая задача ставилась до такого похода-экскурсии – дети захватили с собой мешки для мусора и насколько было в их силах попытались очистить хотя бы небольшую площадь.

Еще одну такую экскурсию мы совершили в парк возле Дома Детского Творчества. И здесь уже дети работали по плану:

1. Насколько уникальна территория

2. Основные проблемы

3. Степень вытоптанности

4. Состояние деревьев, их повреждение

5. Степень загрязнения

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Формы дистанционного обучения
Методы и средства обучения относятся к существенным характеристикам дидактического процесса. Они могут обеспечить достижение требуемых целей обучения, если будет в наличии необходимая для этого материально-техническая база, а преподавателю предоставят право выбора организационной стороны обучения, ...

Уровни адаптации детей с ДЦП и без данной патологии к школе: результаты исследования и их обсуждения
С помощью опросника для определения школьной адаптации учащихся начальных классов мы выявили уровни адаптации детей к школе с заболеванием детский церебральный паралич, а также детей и без данной патологии. Рис. 1. Уровни адаптации детей с ДЦП и без данной патологии Данные представленные в рисунке ...

Становление и развитие идеи профильной дифференциации в истории отечественной и зарубежной педагогики
Идея профильной дифференциации обучения прослеживается в отечественной педагогике практически с начала введения массовых форм обучения, т.е., уже с первой трети XVIII в. Однако первоначально профильно-дифференцированный подход выступал в форме учёта индивидуальных ("профильных") особеннос ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru