Формирование экологической культуры младших школьников в учебном процессе

Страница 1

Учебно-воспитательный процесс – это целостная система организации усвоения материала учебного предмета в школе. Обучение в начальной школе проходит в различных организационных формах, каждая из которых отличается от других характером деятельности учителя и учащихся, составом обучаемых режимом учебной работы.

Основными формами организации учебной работы учащихся в начальной школе являются: урок, лабораторно-практические занятия, внеурочная работа, домашняя работа, внеклассная работа и экскурсия.

Основной формой организации процесса обучения естествознанию считается урок. Система уроков дает возможность учителю преподавать весь курс, сочетая систематическое изложение знаний с коллективной и индивидуальной работой учащихся. Уроки природоведения имеют определенную специфику и отличаются от уроков других предметов. Современная школа предъявляет к уроку естествознания ряд новых требований, отличных от традиционно установившихся. Главной целью современного урока становится не передача знаний от учителя ученику, а приобщение младших школьников к систематической творческой деятельности. Главное, чтоб и учитель работал творчески, не используя трафаретность при проведении урока.

Школьное экологическое воспитание обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи знаний. Важное место в системе экологического образования имеет начальная школа, которая является начальной ступенью в формировании ответственного отношения учащихся к окружающей среде и здоровью человека.

Как ознакомить детей с правилами поведения в природе? Определенные экологические запреты абсолютно необходимы. Но «обрушивать» эти запреты «сверху» нельзя, нужна целенаправленная, кропотливая работа, ориентированная на то, чтобы правила поведения были прочувствованы, понятны.

Эти правила начинаются с самого начала курса, когда дети сами отвечают на вопросы: «Почему в лесу нужно соблюдать тишину?» «Откуда берется и куда девается мусор?», «Откуда в снежках грязь?» Они сами делают выводы, что можно, а что нельзя, анализируя ситуацию.

Аналогично дети рассуждают и отвечая на вопросы о воде: «Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?» Далее работа ведется охватывая мир животных и растений. Начиная с 1-класса я ввожу понятие: «Красная книга Забайкалья», «Красная книга России». Мы пытаемся смоделировать подобную книгу с детьми, на уровне их познаний. Заполняется она по мере изучения разделов: растения, животные, птицы, насекомые. Ее можно дополнять с каждым годом обучения (видеомат-л).

Целесообразно при такой работе использовать интегрированный урок. В курсе уроков чтения (учебник Р.Н.Бунеева) очень много материала для подобных уроков.

Например, можно использовать необычный сюжет сказки «Куда лето прячется». Вывод приводит к неожиданной развязке – лето прячется в почках на деревьях. И дети с интересом обсуждают факт, как сказка обернулась явью.

Так, во втором классе, где неживые, привычные предметы оживают, можно связать воедино уроки чтения, развития речи, природоведения. Дети охотно включаются в игру и начинают фантазировать. Для этого можно использовать начало фразы: «Что со мной случилось бы, если бы я был… (деревцем, листиком, цветком и т.д.)(Приложение).

Работая с текстами Виктора Хмельницкого «Гора», «Снег и скрипка», дети анализируют предметы и явления, которые нас окружают, наблюдают и фантазируют. В результате у них получаются интересные сочинения-миниатюры (см. Приложение).

Такой прием помогает почувствовать единение человека с природой, вживаясь в образ необычного для себя существа, приходит понимание того, что каждый листик, каждая травинка живут своей жизнью, которую необходимо оберегать.

Эту работу я продолжала и на уроках русского языка и изобразительного искусства. Результатом этих уроков становились красочно оформленные детьми рефераты, сочинения соответствующие их уровню развития.(См. приложение)

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Примеры формирования компетенций учеников на разных этапах урока при решении арифметических задач разного вида
Очевидно, что формировать компетенции можно не только с помощью задач, поэтому, взяв за основу выделенные приемы реализации ключевых компетенций на уроках математики, мы разработали таблицу (табл. 1), содержащую примеры формирования компетенций на разных этапах урока. Таблица 1 Примеры формирования ...

Возрастные, физиологические и психологические особенности школьников 7-9 классов
Средний школьный возраст (подростковый) характеризуется бурным ростом и развитием всего организма. Наблюдается интенсивный рост тела в длину (у мальчиков за год наблюдается прирост на 6 – 10 сантиметров, а у девочек до 6 – 8 сантиметров). Продолжается окостенение скелета, кости приобретают упругост ...

Пути организации занятий на начальном этапе обучения
Качество знаний учащихся во многом зависит от правильной организации занятий. Методисты предлагают следующую организацию занятий: 1. Ежедневные 15-25 минутные занятия, сопровождаемые также речью на иностранном языке во время режимных моментов (зарядка, прием пищи, уборка, переодевание). 2. Два раза ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru