Экологическое образование как средство формирования основ экологической культуры младших школьников

Образование и воспитание » Экологическое образование как средство формирования основ экологической культуры младших школьников

Каких бы образовательных концепций учитель не придерживался, по каким бы программам и учебникам не работал, он не может не ставить перед собой цель: научить бережно, относиться к природе своего края, своей Родины.

В курсе природоведения предусмотрены уроки по природоведению, однако, проблемы нравственного воспитания вида будет оставаться актуальной, т.к. нельзя заставить полюбить природу.

Мне кажется, что для начала дети должны понимать, что для человека значит природа и что она и человек не разделимы.

Психологические исследования проблемы изучения краеведения и экологии показывают, что основные причины непонимания бережного отношения к природе кроется в том, что дети изначально воспринимают окружающую природу, как нечто бесконечно существующее.

Дети привыкают, что с момента их рождения природа, которая их окружает, это нечто неотъемлемое.

Им представляется, что мир всегда таким был, есть и будет. Задача же учителя разубедить детей в этом. Нужно не только объяснить что природа это нечто живое, требующее бережного отношения, не только показать случаи варварского отношения к природе человека и все его последствия, наказывающее не одно поколение людей, но и научить анализировать свои поступки и действия в отношении окружающей среды, познакомить со столь привычными местами отдыха в новом, еще неизведанном ракурсе, показать приоритетную роль природы в нашей жизни.

В данной работе мне хотелось бы поделиться своими наработками в плане решения данной проблемы, а именно научить детей не отделять себя от природы, так как в настоящее время вопросы экологии наиболее актуальны.

От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества, и возможность человека остаться на нашей планете, или же его ждет вымирание или деградация с последующей мутацией. Именно такую дисциплину как “Экологическая культура” сегодня возложена миссия спасения человечества, выработки механизмов противодействия вымиранию и гибели. Поэтому необходимо внимательнейшим образом подойти к проблеме экологического кризиса, и противодействовать ему посредством образования и путем пересмотра, как достижений цивилизации, так и всего законодательства.

Серьезнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внес существенные коррективы в отношении человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука – экология и как следствие этого возникновения, появилась экологическая культура.

В связи с глобальным экологическим кризисом, необходимо выяснить, какие отношения человека и природы можно считать гармоничными, как человеческая деятельность влияет на окружающую среду, и отметить, почему экологическая культура и экологическое воспитание так важны особенно сейчас. Немаловажно заметить, как уровень экологического воспитания соотносится с положением дел в мире, в каких корреляционных отношениях он состоит с глобальным экологическим кризисом. Вследствие этого, следует показать, что уровень экологической культуры прямо пропорционален экологической обстановке в мире, находятся в прямой зависимости от экологического воспитания.

В настоящее время каждый человек, не зависимо от его специальности, должен быть экологически образован и экологически культурен. Только в этом случае он сможет реально оценивать последствия своей практической деятельности при взаимодействии с природой. Если в деле экологического образования и просвещения уже многое что начато, и, самое главное, делается, то, в отношении экологической культуры мало что принято. Возможно, это объясняется и трудностью точного определения, что же такое <<экологическая культура>>. В самом общем виде можно сказать, что <<экологическая культура>> это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой.

Экологическая ответственность напрямую связана с экологическим воспитанием и с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим. Соблюдение моральных требований, связанных с отношением к природе, предполагает развитую убежденность, а не страх за возможное наказание и осуждение со стороны окружающих.

<<В соответствии с Программой мероприятий по реализации концепции экологического образования и воспитание подрастающего поколения, утвержденной постановлением кабинета министров РК от 3 февраля 1997года за №137, Министерства образования культуры и здравоохранения РК и Министерства экологии и природных ресурсов РК, утверждена национальная программа экологического образования, в которой приняты во внимание общие принципы экологической политики в области экологического образования, выработанные ООН, ЮНЕСКО, ЮНЕП, и другими, определенны собственные специфические периоды роста и развития системы экологического образования и воспитания. Среди многочисленных проблем особое место занимают углубление и расширения комплексных экологических знаний учащихся средних школ.

Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у школьников.

Сложившаяся в настоящее время система школьного и внешкольного образования и воспитания включает большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования в направлении роста и развития экологической культуры. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Сейчас жизнь ставит перед воспитателями и учителями задачу развития личности ребенка, школьника как непрерывный процесс. Проблема личностного развития дошкольника, школьника, как единого, целостного процесса может быть реализована, когда воспитатель и учитель будут иметь ясную картину основных линий развития экологической культуры. Экологическое образование и воспитание возможно лишь при условии, если содержание учебных предметов способствует выработке экологически целостных ориентаций, мировоззренческих взглядов.

В процессе изменения учебных программ в начальной школе происходили изменения и в курсе уроков природоведения. В школе, большое внимание стало, уделяется не только наблюдению за сезонными изменениями, но стали шире использоваться эмпирические и теоретические познания мира, общенаучные (классификация, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, аналогия, и т.д.), специфические методы познания (наблюдение, экспериментирование, и т.д.). Осваиваются и различные виды учебной деятельности: работа с учебными и научно – популярным текстом, дидактическим рисунком и иллюстрациями, с условными обозначениями, таблицами и схемами, лабораторным оборудованием. Стали, предусматривается разнообразные задания по наблюдению природных и социальных объектов и явлений, в том числе, по проведению фенологических наблюдений, по выполнению практических работ и опытно – экспериментальных исследований, по моделированию объектов и процессов. Большое значение отводится выявлению изменений в природе, связанных с жизнедеятельностью человека, в том числе, в процессе непосредственных наблюдений объектов и явлений природы, учащимся во время экскурсии.

С целью формирования интегративного, экологического мышления учебно-познавательная деятельность младшего школьника, обусловленная общими закономерностями познания и осуществляемая в процессе восприятия, осмысления, запоминания, овладения знаниями и способами деятельности, направляется на многостороннее рассмотрение и изучение свойств предметов и явлений окружающего мира, выявление их взаимосвязей и взаимозависимостей, поиск альтернативных решений, возникающих проблем. При этом учитывается возрастные особенности младших школьников, соблюдается разумный баланс эмпирического и теоретического способов познания.

Интеграция естественного и гуманитарного знания и способов познания преследует не только цель формирования целостной картины мира, а выступает средством для того, чтобы учащиеся познавали окружающий мир и органами чувств, и мышлением, чтобы ученики осознавали ответственность за результаты этого познания и стремились к дальнейшему самосовершенствованию во благо гармонии природы и человека, человека и общества.

Такую экологическую направленность лучше вести от конкретных знаний к общим. Т.е, полученные знания переносятся сначала на изучение природы своего края, а потом на изучение природы всей страны.

В настоящее время для начальной школы разработаны разные общеобразовательные программы по естествознанию. Но максимально экологизированный курс это «Зеленый дом» А.А.Плешакова. Его экологическую направленность определяют идеи многообразия и экологической целостности природы, единства природы и человека. Кроме того, этот основной курс дополнен и факультативными: «Экология для младших школьников», «Планета загадок». В курсе раскрываются доступные пониманию детей этого возраста взаимосвязи, существующие в природе и общественной жизни. Идея «все связано со всем» как бы цементирует разнообразные элементы курса, значительно усиливая его воспитательный и развивающий потенциал.

Полезная информация:

Организация индивидуальной работы по совершенствованию памяти
В ходе выполнения практической работы по данной теме нами было проведено исследование в Куртамышской средней школе №2 в 3 «Б» классе. В данном классе 20 человек: 10 мальчиков и 10 девочек. Одна девочка обучается на дому. Обследованию подвергались 19 учащихся. Классный руководитель даёт следующую ха ...

Понятие здорового образа жизни в педагогике
В мировой практике существует множество определений понятия «здоровье». Каждое из них высвечивает наиболее значимые с точки зрения представляемой авторами позиции грани этого явления. Психолого-педагогический словарь принимает во внимание сообразность здоровья окружающей среде: «состояние организма ...

Система оценивания и стимулирования игрового занятия
На протяжении всей игры деятельность студентов стимулируется. Назначение слабого стимулирования - привлечь внимание студентов к процессу игры с последующим переключением его на предмет игры. Деятельность игровых команд оценивается в баллах за каждый вопрос, ответ и рецензию. На этапе рефлексивного ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru