Что составляет экологическую культуру

Страница 1

Слово <<экология>> и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь. Обычно под <<экологическим воспитанием>> понимают воспитание любви к природе. Действительно – это составная часть такого воспитания, но нередко приемы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны. Например, с этой целью в неволе содержат диких животных или без должного ухода – морских свинок и хомячков, которые страдают на глазах у детей. И дети привыкают не замечать их мучений. Часто в воспитательных целях во время летних прогулок детям предлагают собирать цветы или ловить бабочек, стрекоз и других насекомых. Такие занятия становятся постоянной летней забавой ребятишек. Не имея морилок, которые и нельзя давать маленьким детям, ребенку ничего не остается, как оторвать крылья, затем ноги и, наконец, голову своей жертве или живьем наколоть ее на иголку. Таким образом, подобные воспитательные мероприятия учат детей не любить, а уничтожать живое, причем довольно жестоко.

В формировании мировоззрения личности важную роль играет окружение ребенка, социальная и культурная среда, а также его особенный взгляд на мир с самого раннего возраста.

Формирование личности, ее социализация связанны с социальным воспитанием. Эта забота общества о своем подрастающем поколении. Воспитание должно обеспечить такое поведение человека, которое будет соответствовать нормам и правилам поведения, принятым в данном обществе. Социальное воспитание связанно с образованием, просвещением, обучением и самообразованием ребенка. Педагогу следует помнить, что на ребенка в процессе формирования личности влияют:

природа и родной язык;

общение в семье, в школе, окружающая среда;

средства массовой информации, искусство, литература;

образ жизни самого ребенка, его стремления, планы, роль, которые он выполняет в микросреде.

В исследовании психологов и педагогов разработаны основные принципы социального воспитания.

Принцип природосообразности – изучение задатков и способностей ребенка, содействие в их развитии, необходимо также учитывать национальную культуру, традиции и родной язык ребенка.

Принцип социальной ответственности общества – за реализацию человека в творчестве, приобретении знаний, удовлетворение в общении.

Третий принцип – гуманности, учитывающий индивидуальность каждого ребенка.

Формирование экологически культурной личности можно разделить на такие составные части как теоретическая и практическая.

Основными компонентами теоретической части должны стать: экологические знаний, экологическое мышление. Экологически культурная личность должна иметь экологические знаний по основным разделам экологии и экологии родного края (краеведению), то есть:

- иметь правильное определение и характеристику около 100 терминов и понятий, широко используемых в современной экологии: экология, биосфера, ноосфера, природопользование, естественные (природные) ресурсы и т.д.;

- знать о жизни и трудах ученых и общественных деятелей, внесших наибольший вклад в становление и развитие экологии, как Вернадский В.И., Геккель Э., Кэнон У., Моисеев Н.Н., Зюсс Э., Одум Ю. и др.;

- знать организации, движения и общества, которые занимаются природоохранной деятельностью: Всемирный фонд дикой природы, Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Римский клуб, Гринпис, Каспий табигаты и др.;

- знать природу своего родного края, а именно: местные природные условия, природные особенности, реки и водоемы, ландшафты, типичные растения, животных, климат и т.д.;

- местные охраняемые природные объекты;

- животных местной фауны;

- местных птиц;

- виды рыб местных водоемов;

- лекарственные растения местной флоры;

- памятники культуры местного и республиканского значения.

Экологически культурная личность должна обладать экологическим мышлением, то есть уметь правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности. Формирование умений устанавливать такие связи я начинаю с простых вопросов: Почему в лесу нужно соблюдать тишину? Что будет, если мы начнем рвать цветы и ловить бабочек? Дети активно начинают рассуждать и пытаются анализировать свое поведение и его последствия. Конечно, в их рассуждениях встречаются и ошибки, но и это тоже результат, т.к. идет поиск выхода из моделируемой ситуации. Такие проблемные ситуации помогают при переходе к практической основе – идет обучение экологически оправданному поведению на отдыхе и чувству любви к природе.

Поведение экологически культурной личности включает соблюдение и параметров более высокого, второго порядка: эмоциональность или, наоборот, рациональность в отношении к природе, обобщение или избирательность к природе; сознательное или несознательное отношение к природе.

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Взаимодействие отцов и детей
Мужчина – существо изначально более одинокое и автономное. Образ мужчины – это образ скитальца и воина, женщина же прибывает в постоянном ожидании дома. Эти образы вполне реальны и действительно повлияли на формирование не только женской и мужской физиологии, но и психологии. В своём развитии мальч ...

Роль кабинета иностранных языков в организации самостоятельной работы учащихся
Часто учителя жалуются на то, что тратят огромное количество времени и энергетических усилий на подготовку и проведение занятий, а результаты бывают неутешительны. Одно из объяснений подобного явления – то, что в классе учитель является центральной фигурой, а ученики, даже изначально мотивированные ...

Понятие о лексической сочетаемости слов
При выборе слова следует учитывать не только его значение, но и лексическую сочетаемость. Далеко не все слова могут сочетаться друг с другом. Границы лексической сочетаемости определяются семантикой слов, их стилистической принадлежностью, эмоциональной окраской, грамматическими свойствами, фразеол ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru