Развитие эстетического отношения к природе

Страница 1

Деятельность ребят, организуемая учителями, порождает и развивает личные впечатления и чувства, убеждения и интересы.

Отображение в сознании природных явлений возникает в деятельности. Однако, оно происходит не автоматически а под влиянием ее целей и задач, инструкции учителей и воспитателей. Необходимо четко планировать задание по восприятию и осмыслению окружающих ландшафтов.

Перевод учащихся от наблюдений на прогулках за красотой природы, к подобным наблюдениям во время сельскохозяйственных опытов, при уходе за домашними растениями, комнатными цветами, а затем к наблюдениям в ходе производительного труда – это развернутый педагогический прием целенаправленного обогащения индивидуальных эстетических отношений. Его применение должно вести к развитию содержания и форм наблюдений за красотой по мере усложнения деятельности и тем самым к общему усложнению непосредственных связей со средой.

Научившись наблюдать за окружающей красотой в процессе труда и осознав возможность творить с его помощью красоту вокруг себя, школьник иначе воспринимает окружающую среду. Поэтому прогулки и другие виды деятельности иначе, чем прежде раскрывают перед ним красоту природы.

Как известно, деятельность характеризуется особым содержанием и своеобразными формами. Она является системой взаимосвязанных дел, совокупностью различных действий и приемов (операций). Эти дела, действия и приемы имеют определенную структуру, которая обусловлена внешними, в частности природными, объектами, а так же личными интересами школьников и обучением в сочетании с воспитанием. В структуре деятельности отдельного ученика, как и класса в целом, сочетаются устойчивые (постоянные, часто повторяющиеся) и не устойчивые дела и действия. Соотношение тех и других поддается педагогическому контролю и регулированию. В равной мере педагогическое руководство влияет на выбор и чередование во взаимосвязях школьников с природой дел разных видов, разной качественной определенности.

Не всякая деятельность способно прямо выявить эстетические свойства природы для школьников. Чтобы научится оценивать красоту форм растений, грациозность животных, контраст цвета и света, симметрию явлений, гармонию звуков, свойства пространства и времени надо участвовать в их познании, как в чувственном, так и абстрактно – логическом. А это значит, что учителя должны вовлекать школьников в наблюдение за свойствами ландшафтов, организовывать упражнения, которые развивают слуховое и зрительное восприятие, умения анализировать и обобщать собственные впечатления и оценки.

В этом учебном году (2003 – 2004) у меня был новый набор детей в первый класс. Подготовку к нему я начала раньше, чем обычно. Большая часть нового классного коллектива сформирована на базе детского – сада №87. Еще до начала учебного года я встречалась с родителями будущих учеников, а также с коллективом воспитателей детского сада.

Я знакомила педагогов с программой, по которой собирались работать, посещала открытые занятия, вела подготовительные курсы по подготовке в 1 класс. Благодаря этому адоптация детей в школе прошла с низким уровнем тревожности. (приложение)

И первую экскурсию на курорт Молоковка я смогла сделать значительно раньше, чем обычно - 10 октября.

Перед поездкой я постаралась нацелить детей на встречу с красотой, понаблюдать одинаково ли “одеты” деревья и одиноково ли у них окрашены “платья” и почему.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Значимость довузовской подготовки
Значимость эффективной организации довузовской подготовки все больше осознается специалистами в различных областях образовательной деятельности. Довузовская подготовка – целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополните ...

Речевые нарушения у школьников общеобразовательных школ
Частичное расстройство процессов чтения и письма обозначают терминами дислексия и дисграфия. Применительно к младшим школьникам вернее говорить не о расстройстве, а о трудностях овладения письменной речью. Их основным симптомом является наличие стойких специфических ошибок, возникновение которых у ...

Игра в истории человечества
В современной теории вопрос об историческом происхождении игры является одним из главных, потому что проливает свет на ее природу. И по сей день высказываются взгляды на игру как деятельность, обусловленную биологическими причинами (инстинкты, влечения) и, следовательно, имеющую постоянный, внеисто ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru