Сетевое взаимодействие образовательных учреждений

Образование и воспитание » Профильное обучение в Российской Федерации » Сетевое взаимодействие образовательных учреждений

Страница 1

Введение на старшей ступени общего образования двухуровневого федерального компонента государственного образовательного стандарта и нового БУП приводит к возникновению разнообразных моделей организации ПО в зависимости от материально-технических, финансовых, кадровых ресурсов; демографических и иных условий. Помимо профильных школ, классов и групп, предлагающих обучающимся единый учебный план того или иного профиля, начинает получать распространение практика реализации права учащихся на обучение по ИУП (см. п. 2.3). Все больше учащихся на III ступени общего образования начинают получать образовательные услуги в более чем одном образовательном учреждении.

Введение ПО предполагает соответствующее кадровое обеспечение, специальные учебные кабинеты и технические средства обучения. Однако необходимые условия не всегда могут быть созданы в пределах одного общеобразовательного учреждения. Данная проблема является наиболее острой для однокомплектных и малокомплектных школ на селе и в малых городах. Для организации качественного обучения старшеклассников становится целесообразным использование образовательных ресурсов учреждений дополнительного, начального и среднего профессионального образования детей, различных структур довузовского образования, заочных школ, дистанционного образования и т.п.

На практике начинают складываться различные формы совместного использования несколькими юридическими лицами материальных, учебных, кадровых и иных ресурсов. Это обеспечивает для обучающегося более широкий спектр возможностей самостоятельного и ответственного выбора необходимых ему учебных курсов и образовательных программ вне жесткой зависимости от ведомственной принадлежности, реализующих их образовательных учреждений (организаций). В связи с этим требуется поддержка взаимодействия образовательных учреждений и нормативное регулирование складывающихся между ними отношений для реализации образовательных программ профильного обучения. Таким образом, одним из путей реализации задачи доступности и достижения качества образования является организация сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями (организациями).

Опыт создания организационных сетей свидетельствует об их высокой эффективности в социальной, производственной сферах, управлении. Ресурсы можно концентрировать, перебрасывать и заставлять работать в разных точках. При этом сеть оперативно реагирует на спрос, легко перестраивается, обеспечивает движение ресурсов и мобильность потребителей. В образовательной сети ресурсами являются кадры и учебно-материальная база, а потребителями – учащиеся.

Необходимость формирования единого образовательного пространства профильного обучения определяет актуальность теоретического осмысления проектирования сетевой организации ПО на основе взаимодействия образовательных учреждений различного уровня и типа. Однако в отечественной педагогике вплоть до последних лет отсутствовали исследования практики сетевого сотрудничества в образовании. Исключение составляют две группы работ, в которых рассматриваются отдельные педагогические и методические аспекты простейших партнёрских отношений:

а) "школа – вуз" (В.Ф. Глушков , В.И. Петрухин, Е.Э Шишкина и др.);

б) школа – производство (В.А. Грачиков, Л.В. Мирошниченко, И.П. Пастухова, С.Е. Тонков, С.Е. Шишов и др.).

В диссертации социолога Е.Ю. Бикметова исследованы проблемы взаимодействия ведущих социальных субъектов общего среднего образования.

Кроме того, методология исследования общих интеграционных процессов в педагогике (к которым относятся и процессы формирования образовательных сетей) обоснована в трудах В.И. Загвязинского, В.С. Леднева, В.Д. Семенова, Ю.С. Тюнникова.

Таким образом, до принятия "Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования":

– проблемы управления образовательными организациями разрабатывались применительно к отдельным организациям, а не к сетям, объединяющим несколько организаций и учреждений;

– в работах, посвящённых управлению в образовании, рассматривались организации, построенные по иерархическому принципу на основе административного (В.С. Лазарев, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, К.М. Ушаков, Т.И. Шамова и др.) или государственно-общественного управления (В.И. Бочкарёв, М.Н. Гулько, Е.М. Муравьёв и др.);

– феномены социального партнёрства и сетевого сотрудничества рассматривались в контексте "разноуровневой сети" (сеть, объединяющая разноуровневые и разнородные образовательные учреждения), при этом возможность существования "одноуровневой сети" (сеть, объединяющая однотипные образовательные учреждения, например, муниципальная образовательная сеть общеобразовательных школ) не рассматривалась.

Одним из первых диссертационных исследований, целенаправленно посвящённых проблеме сетевого взаимодействия в системе ПО, стала работа А.Ф. Мазника (2004). Как показывает автор, сетевая организация взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования оказывает позитивное влияние на эффективность профильного обучения при соблюдении следующих условий:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Развитие интерьера детской комнаты в историческом аспекте
В конце 18 века семья, хозяйство, воспитание детей отходили на задний план. Очень быстро в верхах общества устанавливается обычай не кормить детей матери. (Конечно, это не в провинции и, конечно, не у какой-нибудь бедной помещицы, у которой двенадцать человек детей и тридцать душ крепостных, а у дв ...

Опыт формирования «информационной культуры личности» в библиотеках-медиатеках и образовательных учреждениях
Формирование информационной культуры в России получило развитие, прежде всего, как практическая деятельность библиотек и образовательных учреждений, осуществляемая в большей мере стихийно, методом проб и ошибок. Оно закреплялось в общественном сознании и практической деятельности людей через частны ...

Речь посвященная защите
Различные нарушения функции дыхания встречаются не реже, чем, например, плоскостопие или искривление позвоночника. Однако заболевания органов дыхания в большинстве случаев обнаруживаются не так быстро в связи с тем, что эти органы сравнительно редко испытывают максимальную нагрузку. В то же время э ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru