Сетевое взаимодействие образовательных учреждений

Образование и воспитание » Профильное обучение в Российской Федерации » Сетевое взаимодействие образовательных учреждений

Страница 3

5. Накопление первичного опыта сетевого образования в России. О возможности и эффективности сетевого взаимодействия образовательных учреждений (организаций) свидетельствует проведённый нами анализ реализации ряда инновационных образовательных проектов.

С начала 1990-х гг. в Российской Федерации широко распространилась практика взаимодействия общеобразовательных учреждений и учреждений профессионального образования: открываются образовательные учреждения (гимназии, лицеи, колледжи) при высших учебных заведениях; в школах реализуются образовательные программы и отдельные курсы с использованием кадрового и научно-методического ресурсов вузов (педагогические, юридические классы, агроклассы и др.). Подобный опыт используется также учреждениями начального профессионального и среднего профессионального образования (подготовка учащихся средней школы по программам профессионального образования на базе учреждений начального и среднего профессионального образования).

Активно развивается паритетное взаимодействие общеобразовательных учреждений, совместно реализующих образовательные программы старшей ступени общего образования. Наиболее часто оно оформляется посредством различных вариантов совместной деятельности образовательных учреждений в рамках ассоциаций, образовательных консорциумов, договоров простого товарищества (Красноярский край, Чувашская и Удмуртская республики и др., см. и др.).

В условиях недостаточности ресурсов приобретают большое значение такие формы отношений между различными образовательными учреждениями, как "школа – ресурсный центр", "магнитные", "опорные" школы (Республика Карелия, Краснодарский край, Самарская область и др.), когда на базе одного образовательного учреждения учащиеся других школ осваивают общеобразовательные программы. С одной стороны, школы могут, кооперируясь, увеличивать свои совокупные ресурсы, что было крайне актуально в период неуклонного снижения объемов бюджетного финансирования. С другой стороны, сетевое взаимодействие образовательных учреждений способствовало развитию образовательной деятельности.

Сетевое взаимодействие в России в значительной степени стало последствием развития идей вариативности образования, автономии школ, децентрализации управления, становления государственно-общественного характера управления системой образования (Ст. 2 Закона РФ "Об образовании"). Практика сетевого взаимодействия в системе образования прочно укореняется в деятельности профессионально-педагогических ассоциаций; в работе некоторых общеобразовательных учреждений, развивающих социальное партнерство; в процессе внедрения новых информационно-коммуникативных технологий.

Накопленный опыт сетевого сотрудничества образовательных учреждений (не только в системе ППП и ПО), во-первых, показывает реалистичность и эффективность сетевых форм образования в условиях России и, во-вторых, содержит в себе ряд инновационных прецедентов, которые могут быть транслированы в практику введения ПО.

Основная идея сетевого взаимодействия, в общем случае, такова: если одна школа обладает некоторым ресурсом или другой ценной особенностью, которой нет у других образовательных учреждений, но и какая-то другая школа имеет нечто привлекательное для остальных, эти образовательные учреждения могут объединяться и обмениваться ресурсами. Такие школы могут создавать и реализовывать общую сетевую образовательную программу, объединяющую уникальные программы каждого образовательного учреждения.

При организации ПО сетевое взаимодействие образовательных учреждений (организаций) представляет собой их совместную деятельность, обеспечивающую возможность обучающемуся осваивать образовательную программу определенного уровня и направленности с использованием ресурсов нескольких (двух и более) образовательных учреждений (организаций). В рамках сетевого взаимодействия школам удается обмениваться различными типами ресурсов, в результате чего каждый учащийся имеет доступ к интегрированным образовательным ресурсам, принадлежащим к совокупности общеобразовательных учреждений.

Участниками сетевого взаимодействия могут быть юридические лица: общеобразовательные учреждения и организации начального, среднего, высшего профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых, а также негосударственные образовательные организации, общественные организации, учреждения культуры, спорта, здравоохранения и прочие возможные участники социального партнерства.

В рамках сети становится возможной принадлежность профиля не школе, а объединению школ. В этом случае не каждая школа имеет определенный профиль, но она специализируется в том или ином направлении, в тех или иных учебных курсах, а профили как бы "размыты" по сети. Так, один учитель из школы №1 отвечает за математику, другой из школы №2 – за географию, 3-й, из школы №3 – за физику и пр. Объединяя усилия педагогов из разных школ в одну группу, сеть профильного обучения может предложить ученикам осваивать достаточно широкий спектр профилей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Полезная информация:

Понятие сенсорного воспитания ребенка, и генезис его развития
Под сенсорным воспитанием в настоящее время понимают «целенаправ­ленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений)». Сенсорное воспитание осуществляется в повседневной жизни и на занятиях. В условиях повседнев­ной жизни, в процессе игр, труда, по м ...

Возрастные особенности развития мышления у детей старшего дошкольного возраста
Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психологического развития ребенка, первоначального формирования физических и психологических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, каче ...

Конструирование современной системы требований к современному уроку
Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. Одним из путей повышения эффективности обучения является выполнение требований к уроку. Итак, какие же требования предъявляются к современному уроку?! Нужно отметить, что наряду с традиционными требованиями, рассмотренными выше, в ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru