Сетевое взаимодействие образовательных учреждений

Образование и воспитание » Профильное обучение в Российской Федерации » Сетевое взаимодействие образовательных учреждений

Страница 6

Для решения отраслевых задач адекватно устройство сетей по типу внутренних. Для решения задачи образовательной политики, реализации ИОП более продуктивными считаются динамические сети с разнотипными ресурсными узлами.

По архитектуре муниципальная сеть ПО может выстраиваться следующим образом:

– кустовые сети (с разными видами ресурсных центров);

– самостоятельные объединения: школа – вуз, школа – технический лицей / колледж;

– межшкольные объединения (от 2-3 до нескольких десятков школ).

По составу участников могут быть выделены следующие типы сетей ПО:

– объединение школ, обладающих сходным ресурсом, но не достаточным для самостоятельной организации условий для индивидуальных образовательных программ в рамках профильного обучения (например, распределённый кадровый или лабораторный ресурс);

– связь школ, имеющих ресурс и не имеющих ресурса (базовая школа + филиал, школа + ресурсный центр, статусная школа + "обычная" школа и т.д.). Школа, не имеющая кадрового, технологического и материально-технического ресурса в этой связке выполняет роль донора, предоставляющего контингент учеников;

– объединение школ с учреждениями дополнительного образования, социальной сферы. В этих сетях, как правило, важно появление системного интегратора, удерживающего стратегию взаимодействия и координирующего его;

– сетевые проекты и программы перехода к ПО, объединяющие школы, как реализаторов проекта, учреждения дополнительного образования и социальной сферы, ресурсы формальных и неформальных структур повышения квалификации, которые могут быть обеспечены организационной структурой, имеющей стратегический и менеджерский узел.

Выбор вариантов построения сетевого взаимодействия образовательных учреждений в системе ПО главным образом определяется теми, кто выступает в качестве субъектов (инициаторов) сетевого взаимодействия. В качестве таковых могут выступать ученики, их родители или законные представители, образовательные учреждения (организации), органы управления образованием.

Иногда учащиеся по собственной инициативе осваивают некоторые образовательные программы за пределами общеобразовательных учреждений в сторонних организациях. Некоторые учебные курсы могут изучаться учащимися в учреждениях дополнительного образования, заочных школах, негосударственных образовательных организациях и пр. Таким образом, учащийся реализует право на получение образования в рамках индивидуального учебного плана. Базовым механизмом, обеспечивающим реализацию этого права, является механизм зачета общеобразовательным учреждением результатов, полученных учащимся в иных образовательных учреждениях (организациях).

Общеобразовательное учреждение, выступая инициатором сетевого взаимодействия, решает задачи расширения спектра образовательных услуг. Это позволяет при переходе к профильному обучению сохранять контингент учащихся, привлекать дополнительные ресурсы, в том числе внебюджетные средства. Базовым механизмом взаимодействия образовательных учреждений (организаций) становится механизм их кооперации – совместного использования ресурсов для реализации образовательных программ и индивидуальных учебных планов обучающихся.

Органы управления образованием, инициирующие на своей территории сетевое взаимодействие в условиях реализации профильного обучения, решают задачи обеспечения гарантий прав граждан на получение общего образования, эффективного использования имеющихся ресурсов системы образования, оптимизации управления региональными и муниципальными системам образования. В этом случае значимыми становятся как механизм зачета общеобразовательным учреждением результатов, полученных учащимся в иных образовательных учреждениях (организациях), так и механизм кооперации образовательных учреждений (организаций).

Оба обозначенных механизма будут охарактеризованы нами далее в настоящем параграфе.

Таблица 11 Организационно-функциональная модель муниципальной образовательной сети

Субъекты сети

Основные роли участников сети

Муниципальные общеобразовательные учреждения:

а) имеющие опыт профилизации:

- лицеи, гимназии;

- школы с углубленным изучением предметов;

- профильные школы.

Обобщение опыта работы, разработка и реализация курсов по выбору в системе предпрофильной подготовки и элективных курсов. Выполнение функций ресурсного центра

б) планируемые профильные школы: однопрофильные и многопрофильные

Выявление образовательных потребностей учащихся, подготовка образовательных программ; повышение квалификации педагогических кадров

в) непрофильные ОУ, но участвующие своими девятиклассниками и эксперименте по ППП

Профинформирование, диагностирование, консультирование учащихся (будут пополнять школы групп "а" и "б", учреждения НПО и СПО)

Учреждения дополнительного образования детей, дома творчества, эколого-биологические центры, УПК (МУК) и др.

Профинформирование, консультирование, диагностирование. Организация сетевых групп, выделение сетевых преподавателей. Организация социальных практик, рейтинговых состязаний

Учреждения начального и среднего профессионального образования (НПО, СПО)

Участие в разработке элективных курсов, их кадровое обеспечение, организация трудовых и социальных практик

Учреждения высшего профессионального образования

Комплексная роль ресурсного центра в осуществлении процесса обучения, использовании учебно-материальной базы, кадрового потенциала. Наполнение портфолио ученика

Психолого-диагностические службы (центры)

Психолого-диагностические обследования, организация тренингов, разработка рекомендаций к планированию и коррекции, деятельности педагогов

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Полезная информация:

Направления и формы методической поддержки роста педагогического мастерства учителя начальной школы
В результате модернизации общеобразовательной школы существенные изменения произошли в современном начальном образовании: в содержании, в общем характере и стиле педагогического процесса. Наблюдения на уроках позволяют сделать вывод о том, что учителя за отношения сотрудничества часто принимают пос ...

Тенденции современного физического воспитания в рамках школы
Реформа школы, нацеленная на повышение качества образования и формирования личности, резко обострила значимость проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников. Наблюдается интенсификацию учебного процесса, в том числе и за счет технического переоснащения школ, создания новых моделей образоват ...

Проект Закона «Об образовании». Глава 13. Среднее профессиональное образование
Статья 107.Среднее профессиональное образование 1. Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной де ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru