Сетевое взаимодействие образовательных учреждений

Образование и воспитание » Профильное обучение в Российской Федерации » Сетевое взаимодействие образовательных учреждений

Страница 6

Для решения отраслевых задач адекватно устройство сетей по типу внутренних. Для решения задачи образовательной политики, реализации ИОП более продуктивными считаются динамические сети с разнотипными ресурсными узлами.

По архитектуре муниципальная сеть ПО может выстраиваться следующим образом:

– кустовые сети (с разными видами ресурсных центров);

– самостоятельные объединения: школа – вуз, школа – технический лицей / колледж;

– межшкольные объединения (от 2-3 до нескольких десятков школ).

По составу участников могут быть выделены следующие типы сетей ПО:

– объединение школ, обладающих сходным ресурсом, но не достаточным для самостоятельной организации условий для индивидуальных образовательных программ в рамках профильного обучения (например, распределённый кадровый или лабораторный ресурс);

– связь школ, имеющих ресурс и не имеющих ресурса (базовая школа + филиал, школа + ресурсный центр, статусная школа + "обычная" школа и т.д.). Школа, не имеющая кадрового, технологического и материально-технического ресурса в этой связке выполняет роль донора, предоставляющего контингент учеников;

– объединение школ с учреждениями дополнительного образования, социальной сферы. В этих сетях, как правило, важно появление системного интегратора, удерживающего стратегию взаимодействия и координирующего его;

– сетевые проекты и программы перехода к ПО, объединяющие школы, как реализаторов проекта, учреждения дополнительного образования и социальной сферы, ресурсы формальных и неформальных структур повышения квалификации, которые могут быть обеспечены организационной структурой, имеющей стратегический и менеджерский узел.

Выбор вариантов построения сетевого взаимодействия образовательных учреждений в системе ПО главным образом определяется теми, кто выступает в качестве субъектов (инициаторов) сетевого взаимодействия. В качестве таковых могут выступать ученики, их родители или законные представители, образовательные учреждения (организации), органы управления образованием.

Иногда учащиеся по собственной инициативе осваивают некоторые образовательные программы за пределами общеобразовательных учреждений в сторонних организациях. Некоторые учебные курсы могут изучаться учащимися в учреждениях дополнительного образования, заочных школах, негосударственных образовательных организациях и пр. Таким образом, учащийся реализует право на получение образования в рамках индивидуального учебного плана. Базовым механизмом, обеспечивающим реализацию этого права, является механизм зачета общеобразовательным учреждением результатов, полученных учащимся в иных образовательных учреждениях (организациях).

Общеобразовательное учреждение, выступая инициатором сетевого взаимодействия, решает задачи расширения спектра образовательных услуг. Это позволяет при переходе к профильному обучению сохранять контингент учащихся, привлекать дополнительные ресурсы, в том числе внебюджетные средства. Базовым механизмом взаимодействия образовательных учреждений (организаций) становится механизм их кооперации – совместного использования ресурсов для реализации образовательных программ и индивидуальных учебных планов обучающихся.

Органы управления образованием, инициирующие на своей территории сетевое взаимодействие в условиях реализации профильного обучения, решают задачи обеспечения гарантий прав граждан на получение общего образования, эффективного использования имеющихся ресурсов системы образования, оптимизации управления региональными и муниципальными системам образования. В этом случае значимыми становятся как механизм зачета общеобразовательным учреждением результатов, полученных учащимся в иных образовательных учреждениях (организациях), так и механизм кооперации образовательных учреждений (организаций).

Оба обозначенных механизма будут охарактеризованы нами далее в настоящем параграфе.

Таблица 11 Организационно-функциональная модель муниципальной образовательной сети

Субъекты сети

Основные роли участников сети

Муниципальные общеобразовательные учреждения:

а) имеющие опыт профилизации:

- лицеи, гимназии;

- школы с углубленным изучением предметов;

- профильные школы.

Обобщение опыта работы, разработка и реализация курсов по выбору в системе предпрофильной подготовки и элективных курсов. Выполнение функций ресурсного центра

б) планируемые профильные школы: однопрофильные и многопрофильные

Выявление образовательных потребностей учащихся, подготовка образовательных программ; повышение квалификации педагогических кадров

в) непрофильные ОУ, но участвующие своими девятиклассниками и эксперименте по ППП

Профинформирование, диагностирование, консультирование учащихся (будут пополнять школы групп "а" и "б", учреждения НПО и СПО)

Учреждения дополнительного образования детей, дома творчества, эколого-биологические центры, УПК (МУК) и др.

Профинформирование, консультирование, диагностирование. Организация сетевых групп, выделение сетевых преподавателей. Организация социальных практик, рейтинговых состязаний

Учреждения начального и среднего профессионального образования (НПО, СПО)

Участие в разработке элективных курсов, их кадровое обеспечение, организация трудовых и социальных практик

Учреждения высшего профессионального образования

Комплексная роль ресурсного центра в осуществлении процесса обучения, использовании учебно-материальной базы, кадрового потенциала. Наполнение портфолио ученика

Психолого-диагностические службы (центры)

Психолого-диагностические обследования, организация тренингов, разработка рекомендаций к планированию и коррекции, деятельности педагогов

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Полезная информация:

Создание игрового пространства
Руководство режиссерскими играми затрудняется в силу преобладания индивидуальных форм, а также присущего им интимного характера. Поэтому важнейшее условие для развития режиссерских игр – создание детям индивидуального пространства, обеспечение места и времени для игры. Обычно ребенок ищет для игры ...

Основные теории мотивации к обучению
Изучением мотивации занимались многие психологи, поэтому в современной психологической науке представлены самые разнообразные ее толкования. Так, А.К. Маркова под мотивами учения понимает направленность ученика на разные стороны учебной деятельности. Соответственно мотивы могут быть познавательными ...

Проблема речевого развития младшего школьного возраста в научной литературе
Связная монологическая речь, представляя собой многоаспектную проблему, является предметом изучения разных наук — психологии, лингвистики, психолингвистики, социальной психологии, общей и специальной методики. В психологической и психолингвистической литературе связная (или монологическая, или конт ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru