Сетевое взаимодействие образовательных учреждений

Образование и воспитание » Профильное обучение в Российской Федерации » Сетевое взаимодействие образовательных учреждений

Страница 4

Если в традиционной системе организации образования понятие сети используется упрощенно (например, сеть школ характеризуется лишь двумя параметрами – типом школы и расстоянием между учебными заведениями), то сетевое образование представляет собой многомерное явление.

"Узлы" сети – это не унифицированные образовательные учреждения или стандартизированные программы, а оригинальные модели, авторские школы, вариативные курсы, т.е. нечто противоположное тому, с чем имеет дело государственная система образования. В сети вообще нет организаций и организованностей в традиционном смысле, первичной клеточкой объединения выступает здесь сообщество. При этом в отличие от однородной, правильно организованной системы для сетевого образования характерны, напротив, неоднородность, неправильность, асимметрия, сложность, динамичная картина сгущений и разряжений, что свойственно живым явлениям и процессам. (Такие неправильности были отчасти свойственны отечественному образованию XIX – начала XX в., это выражалось в так называемой многоукладности системы образования дореволюционной России. В ней действовали забытые, малоизвестные сегодня культурно-исторические формы и механизмы, следы которых, например описанный нами феномен "культурно-педагогических гнезд", сохранялись даже в эпоху всеобщей советской унификации, см. работы М.В. Богуславского и других историков отечественной педагогики).

Все это свидетельствует о том, что сетевое образование нельзя создать только извне, "сверху", аппаратным способом. Необходимым условием является и "прорастание" образовательной сети "снизу" как эволюционного процесса человеческой самодеятельности, путем добровольной кооперации, самоорганизации и саморазвития в сфере образования.

Сетевое образование не следует прямо отождествлять с использованием компьютерной сети, Интернета. Новые информационно-компьютерные и телекоммуникационные технологии – важный и естественный элемент сетевого сотрудничества в образовании. Однако при этом образование в сети не сводится к использованию компьютера и связано с иным содержанием и организацией, другим методическим и кадровым обеспечением всей образовательной инфраструктуры.

При изучении феномена сетевого взаимодействия в системе ПО нами были приняты следующие рабочие определения.

Сетевая организация – возникает, когда группа лиц, объединенная некими организационными рамками, осуществляет свои взаимодействия на базе особых сетевых технологий (прежде всего, ИКТ-технологий). Такой технический базис позволяет группе лиц, ведущих совместную деятельность, создать более гибкую и эффективную организационную структуру, по сравнению с традиционными формами организаций;

Сетевая форма управления (координации) – может использоваться в сетевых организациях для согласования их совместной деятельности. Главным отличием данной формы от рыночной и командной является прямое и равноправное участие всех членов в процессе согласования их деятельности;

Сетевое взаимодействие образовательных учреждений (организаций) представляет собой их совместную деятельность, обеспечивающую возможность обучающемуся осваивать образовательную программу определенного уровня и направленности с использованием ресурсов нескольких (двух и более) образовательных учреждений (организаций).

Под сетевым взаимодействием понимается такая система предоставления образовательных услуг, в рамках которой учащиеся могут выбирать свои индивидуальные траектории освоения образовательных программ из того набора образовательных ресурсов, которые доступны им как в рамках одного общеобразовательного учреждения, так и в рамках комплекса учреждений и организаций, оказывающих образовательные услуги. При этом предметом проектирования в образовательном процессе становится индивидуальная образовательная программа учащегося. В рамках же управления образованием основной предмет проектирования – сетевая образовательная программа школы либо группы школ и партнерских организаций.

Основу сети, как конструкции, составляют:

1) система отношений (включая управление, распределение/присвоение ответственности, отношений собственности, предметов ведения, регламентов принятия решений, схемы финансирования);

2) распределённость работ по участникам сети;

3) узлы сети;

4) нормативно-правовое обеспечение сети;

5) организационно-техническое обеспечение.

Обозначим основные признаки сети:

1) сеть – открытая организация (не только потому, что она не знает внутренних границ, но и потому, что она ориентирована на свободное вхождение в неё всех заинтересованных в этом субъектов);

2) сеть может объединять разнородных субъектов;

3) сеть не сомасштабна ни одному из субъектов сетевой деятельности;

4) сеть организована по принципу пропорционально распределённого риска и не имеет централизованной системы управления, в чём состоит залог её надёжности. (Напротив, иерархические структуры тоже должен оставаться безразличными к отторжению отдельных элементов нижнего уровня, но они весьма чувствительны к негативным воздействиям, направленным на верхушку управленческой иерархии, т.е., в иерархических структурах риск распределяется по субъектам деятельности непропорционально);

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Полезная информация:

Методика проведения урока по теме: «Щелочные металлы. Физические и химические свойства»
Нами были разработаны методические указания с применением мультимедийного урока по теме: «Щелочные металлы. Физические и химические свойства». По типу этот урок относился к уроку приобретения новых знаний. Были поставлены следующие цели: Образовательная: дать общую характеристику щелочных металлов ...

Характеристика сюжетно – ролевой игры дошкольников
В современной педагогике сюжетно-ролевая игра рассматривается как специфический вид человеческой деятельности, направленной на отражение окружающей действительности, в частности, трудовой деятельности взрослых, их жизни и общественных отношений. Характер и содержание игры социальны по своей природе ...

“Погружение” в предмет или однопредметное “погружение”
Данная идея, но безотносительно к учению о функциональной асимметрии головного мозга, была высказана еще в начале 20-х гг. П.П.Блонским. В работе “Трудовая школа” он предложил половину учебного времени отдавать на изучение наук, четверть — на искусство, четверть — на спорт. Поскольку такое чередова ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru