Методика исследования ручной моторики у дошкольников

Страница 1

Выявление синкинезий.

Используются пробы Заззо.

Обе кисти ребёнка помещают, на чистый лист бумаги и обводят карандашом. Затем экспериментатор поочерёдно прикасается к каждому пальцу ребёнка, кроме четвёртого (движения четвёртого пальца и у здоровых детей сопровождается синкинезиями), и говорит: «Подними только этот палец». На контурном изображении отмечаются непроизвольные движения других пальцев: односторонние, перекрёстные и двусторонние.

Оценка результатов

4 балла – односторонние синкинезии в части заданий

3 балла – односторонние стойкие синкинезии

2 балла – перекрёстные синкенезии

1 балл – двусторонние синкинезии

Результаты

Саша

3

Руслан

2

Лёня

2

Вера

4

Илья

4

Оптико-кинестетическая организация движения – пробы «на праксис позы». Ребёнку предлагается сложить по подражанию 1 и 2 палец в кольцо, вытянуть 2 и 3, 2 и 5, 1 и 2 и т.п. Игровая форма данного задании: поза 2–5 – «сделай козу рогатую», 2–3 «сделай зайчика»

Оценка результатов

4 балла – выполнение правильное, но замедленное, с предварительным поиском

3 балла – выполнение правильное при наличии синкинезий

2 балла – формирование позы с загибанием и удержанием пальцев при помощи второй руки

1 балл – заданная поза не формируется.

Результаты

Саша

3

Руслан

1

Лёня

2

Вера

4

Илья

3

Зрительно-пространственная организация движений.

1). Определение ведущей руки, правых и левых частей тела.

Для выявления ведущей руки используются следующие пробы:

– проба на переплетение пальцев. При леворукости большой палец левой руки оказывается сверху;

– проба на аплодирование. При леворукости активное участие принимает левая рука;

– проба «поза Наполеона» (скрещивание рук на груди). У леворуких кисть левой руки оказывается сверху.

Используется также сравнение ширины ногтей пальцев (мизинцев)

Для определения ведущей ноги ребёнку предлагается встать на одно колено.

сделать небольшой прыжок в длину.

Для определения ведущего глаза предлагается посмотреть в дырочку, в калейдоскоп, в отверстие трубки, используется проба с карандашом.

Для определения ведущего уха ребёнку предлагается прислушаться, приложив ухо, например, к двери, чтобы послушать звуки за дверью, прислушаться к тиканью часов, к шороху внутри ракушки и т.д.

2). Выполнение пробы Хэда.

Предварительно выясняется, различает ли ребёнок левую и правую руку. Затем исследователь, находясь напротив ребёнка, предлагает воспроизвести положение его руки: «Когда я подниму правую руку, ты тоже подними правую руку. Понял? Повтори.»

При отсутствии дифференциации «правая – левая рука» даётся другая инструкция: «Когда я подниму руку, которой я пишу, ты тоже подними руку, которой пишешь. А когда я подниму другую руку, ты тоже подними другую руку».

При эхопраксиях для исключения влияния зрительного образа то же самое задание предлагается выполнить по словесной инструкции:

«Подними правую руку! Возьми правую рукой левое ухо!» и т.д.

Оценка результатов

4 балла – правильное выполнение в замедленном темпе.

3 балла – эхопраксии на истощении либо в начале выполнения с последующей «врабатываемостью», ошибки замечаются самостоятельно

2 балла – стойкие эхопраксии, но ошибки замечаются.

1 балл – стойкие эхопраксии, ошибки не замечаются.

Результаты

Саша

3

Руслан

2

Лёня

2

Вера

4

Илья

2

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Отношения младших школьников со сверстниками. Роль учителя в становлении межличностных отношений у младших школьников
При поступлении ребенка в школу решающим фактором социализации становится овладение учебной деятельностью, выработка обязательных школьных умений и навыков. Параллельно с этим школьник включается и в другой, менее оформленный организационно, но не менее значимый процесс усвоения социального опыта - ...

Особенности развития грамматического строя речи при нарушенном речевом развитии
И в норме и в патологии развитие детской речи представляет собой сложный и многообразный процесс, который имеет как схожие черты, так и определенные отличия. Но последовательность, с которой осуществляется овладение детьми грамматическим строем протекает в русле общих закономерностей и взаимообусло ...

Индивидуальные особенности памяти. Типы и особенности развития процессов памяти
В жизни можно наблюдать значительные индивидуальные различия в области памяти. У одних людей более продуктивно закрепляется образный материал (предметы, изображения, звуки, цвета и т. п.), у других – словесный материал (понятия, мысли, числа и т. п.), у третьих – не замечается явного преимущества в ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru