При использовании проектного метода процесс обучения становится более эффективным, усвоение учебного материала более глубоким и прочным, появляются значительные изменения в мотивационной и коммуникативной сферах. Уже с первого этапа, видно, что проектный метод делает процесс обучения интересным для ребят. (5, c.299) На формирующем этапе учителю необходимо разработать систему учебных занятий с использованием проектного метода. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников. Вот примерные темы проектов, которые можно использовать при изучении раздела “ Лоскутная пластика”:
1. Декоративные элементы кухни.
2. Куклы из лоскутов.
3. Салфетки для приборов.
4. Наволочка на диванную подушку.
5. Коврик для животного.
6. Панно.
7. Плед из лоскутков.
8. Лоскутное одеяло.
Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).
Защита проектов, оппонирование.
Тематическое планирование
Тема |
Количество часов |
Введение. Декоративно-прикладное творчество. Лоскутная пластика. |
2 |
Лоскутная мозаика, составление цветных орнаментов, узоров, схем и чертежей. |
2 |
Проект. Структура проекта. |
2 |
Разработка проектного изделия, его экономическое обоснование и экспертиза. |
2 |
Изготовление проектного изделия. |
2 |
. Подготовка презентации проекта. |
2 |
Защита проекта. Оценка и анализ результатов. |
14 |
При работе над проектом удобнее представлять его не в виде поурочного планирования, а этапами работы над проектом.
Выделены четыре основных этапа:
Погружение в проект.
Организация деятельности.
Осуществление деятельности.
Презентация результатов.
Урок 1 (метод проектов).
Этап проекта: Погружение в проект
Цели урока:
- Ознакомление учащихся с проектным методом;
- Формирование навыков решения проблемы;
- Развитие работы в группах.
Структура урока:
- Постановка проблемы
- Мозговой штурм
- Определение темы проекта
- Постановка целей и задач проекта
- Ознакомление с критерием оценки проекта
-Установление процедуры представления проекта
Урок 2
Этап проекта: Организационный
Цели урока:
- Развитие коммуникативных навыков;
- Формирование проектных групп;
- Формирование умения постановки целей и задач;
Оборудование: Выставки, презентации, сообщения.
Структура урока:
- Выбор тематики проектов.
- Распределение по группам.
- Распределение ролей в группе.
- Определение целей и задач для каждой группы.
- планирование способа сбора информации.
Полезная информация:
Направления и формы методической
поддержки роста педагогического мастерства учителя начальной школы
В результате модернизации общеобразовательной школы существенные изменения произошли в современном начальном образовании: в содержании, в общем характере и стиле педагогического процесса. Наблюдения на уроках позволяют сделать вывод о том, что учителя за отношения сотрудничества часто принимают пос ...
Использование художественной литературы на уроках химии
Одним из сильных и верных способов пробуждения и поддержания у учеников интереса к приобретению знаний, на мой взгляд, является создание эмоционального настроя. Я глубоко убеждена, что одним из главных звеньев в цепи дидактических поисков должно быть положение о том, что «без человеческих эмоций ни ...
Влияние игры на развитие познавательных процессов младших
школьников
В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование - одна из главных задач педагогов и родителей. Психологами доказано, что обычные дети в младших классах школы вполне способны, если только их правильно обучать, усваивать и более ...