Объективность и полнота информации в управлении образовательными системами

Образование и воспитание » Принципы управления образовательной системой » Объективность и полнота информации в управлении образовательными системами

Страница 10

обеспечивает последовательность перехода класса от одних педагогов к другим: учителям младших классов требуется знать программу следующих классов и предстоящие требования к учащимся; педагогам старших классов - знать уровень подготовки их нового контингента, для чего надо изучать его предварительно, помогая лучшей подготовке учащихся к следующему классу (Н.И. Болдырев, Т.А. Ильина, И.Т. Огородников, Г.И. Щукина).

Преемственность в педагогике традиционно рассматривается как принцип. А.Г. Мороз отмечает, что "преемственность - это общепедагогический принцип, который по отношению к обучению требует постоянного обеспечения неразрывной связи между отдельными сторонами, частями, этапами и ступенями обучения и внутри их; расширения и углубления знаний, приобретенных на предыдущих этапах обучения; преобразования отдельных представлений и понятий в стройную систему знаний, умений и навыков; поступательно-восходящего (виткообразного) развертывания всего процесса в соответствии с содержанием, формами и методами работы при обязательном учете качественных изменений, которые совершаются в личности учащихся и студентов".

Зачастую в педагогике принцип преемственности объединяют с другими общепедагогическими принципами. Одни авторы рассматривают его во взаимосвязи с принципом доступности, другие - с принципом научности, последовательности и систематичности, третьи - с принципом прочности и т.д. Данный факт указывает на то, что принцип преемственности тесно взаимосвязан с различными принципами. Как отмечает С.М. Годник, "диалектика связи преемственности с другими принципами обучения и воспитания проявляется, в частности, в том, что технология преемственности служит условием и механизмом реализации других принципов учебно-воспитательного процесса, которые, в свою очередь, выступают в роли определяющих факторов осуществления преемственности" .

Как отмечалось выше, преемственность имеет свои особенности, сущность. Сущность преемственности состоит в том, что она обеспечивает связь между прошлым, настоящим и будущим. Существуют и более специфичные определения сущности преемственности. По мнению большинства авторов, применительно к системе воспитания в общеобразовательной и высшей школах сущность преемственности состоит в сохранении тех или иных форм и методов воспитания при переходе с одной образовательно-воспитательной ступени на другую. Особый интерес представляют данные об исходной психолого-педагогической сути преемственности, которая заключается в том, что этапы обучения изменяют внутреннюю позицию личности, ее статус.

Необходимо отметить, что преемственность рассматривается и как закономерность, условие, средство учебно-воспитательного процесса.

Преемственность является закономерностью учебно-воспитательного процесса, так как связь последующего с предыдущим представляет собой отражение наиболее прочных, существенных, общих, необходимых, повторяющихся, объективных связей и отношений, возникающих и проявляющихся в ходе данного процесса. Эта закономерность, лежащая в основе осуществления такой связи, является ее условием. Кроме того, она выступает в качестве средства, оснащая технологию связи.

Особый интерес вызывает процессный подход в изучении феномена преемственности в педагогической деятельности. С.М. Годник отмечает, что "речь идет о процессе преемственности, поскольку имеет место последовательная смена педагогических явлений в динамике обучения и воспитания. Развитие новой педагогической системы учитывает особенности предшествующей системы, аккумулирует в себе ее прогрессивные элементы, снимает консерватизм прошлого в новых условиях и тем самым конструктивно отрицает его. Единство развертывания, обогащения, отрицания составляет динамику и созидательное начало процесса преемственности" .

Анализ и обобщение научных источников, опыта управления педагогическим процессом позволил нам определить преемственность управления подготовкой учителя как разноаспектный феномен и рассматривать его как закономерность, принцип и процесс.

Закономерности управления образовательными системами представляют собой объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся, общие взаимосвязи. Ю.А. Конаржевский выделяет пять основных закономерностей внутришкольного менеджмента: гуманистичность, демократичность, аналитичность, целесообразность, готовность руководителей к различным видам управленческой деятельности. А.Н. Орлов к основным закономерностям управления относит зависимость эффективности функционирования системы управления учебно-воспитательной работой от уровня структурно-функциональных связей между субъектом и объектом управления; обусловленность содержания и методов управления учебно-воспитательной работой характером содержания и методов организации педагогического процесса в школе и другие.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11

Полезная информация:

Психолого–педагогические особенности младшего дошкольного возраста
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения. С 3–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании ...

Классификация методов обучения
Классификация методов обучения - это упорядоченная по определенному признаку их система. В настоящее время известны десятки классификаций методов обучения. Однако нынешняя дидактическая мысль созрела до понимания того, что не следует стремиться установить единую и неизменную номенклатуру методов. О ...

Теоретические основы развития исследовательских умений у младших школьников при изучении москвоведения по картинам А.М.Васнецова на уроках окружающего мира
Обычно уроки москвоведения, посвященные изучению древней столицы строятся достаточно однообразно: преподаватель рассказывает о том, какой была Москва в древности, а затем предлагает учащимся ряд заданий и вопросов на закрепление и повторение знаний. На уроках окружающего мира развитие исследователь ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru