Принцип гуманизации означает переход от технократической модели образования к модели социокультурной, открывающей возможности для широкой гуманитарной подготовки учащегося. «Гуманизация сама по себе не предохраняет личность от маргинализации1, но является надежным мостом при переходе к целостности образования»2 — таково мнение представителей новой концепции ноосферного образования.
Формирование личности, способной к такому типу самореализации, — основная задача современной адаптивной школы. Школа, строящаяся на принципах гуманистической образовательной среды, создает условия для становления и развития личности ученика как субъекта общественной жизни и тем самым становится адаптивной. В ней реализуются следующие принципы:
человек обладает свободой и необходимой для него независимостью;
важным источником информации является субъективный психологический опыт;
природа человека никогда не может быть определена полностью, она всегда стремится к развитию, к реализации возможностей человека;
человек един и целостен, его переживания и опыт уникальны;
бытие человека не может быть сведено к его основным потребностям или защитам.
Особенностью современного этапа развития образования является его непрерывность на протяжении всей жизни человека, что позволяет постичь нынешние и будущие достижения науки и техники, адаптироваться в социуме, реализовать личностное развитие.
Сущностными характеристиками непрерывного образования являются: гибкость, разнообразие, доступность во времени и пространстве, индивидуализация.
Особая роль в системе непрерывного образования отводится педагогу, который, с одной стороны, выступает как развивающаяся личность, а с другой стороны, в силу своей профессиональной деятельности, как человек, который отвечает за условия, характер и перспективы развития личности другого человека.
Для современной системы непрерывного педагогического образования свойственны разнотипность входящих в нее педагогических учреждений; разнохарактерность объектов и субъектов учебно-воспитательного процесса; разнообразие целей этапов подготовки специалиста; многофакторность, влияющая на систему непрерывного педагогического образования в целом; противоречивость двух систем педагогической деятельности (предметно- и личностно-ориентированной); дискретность.
Совокупность данных характеристик побуждает к осмыслению проблемы преемственности управления подготовкой педагогических кадров в системе непрерывного образования.
Приступая к рассмотрению проблемы преемственности в управлении подготовкой учителя, необходимо разобраться в методологии понятия преемственность.
Традиционно преемственность рассматривается как связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. Данное определение является основой для понимания сущности педагогической преемственности, которая имеет свои особенности в силу специфики педагогического процесса.
Преемственность в педагогическом процессе может быть рассмотрена в двух уровнях: "горизонтальном" - в условиях одного и того же учебного учреждения (преемственность между компонентами общей системы учебно-воспитательного процесса) и "вертикальном" - в условиях различных учреждений (преемственность в работе дошкольного учреждения и школы; преемственность средней и высшей школы и т.д.).
Сущность преемственности раскрыта в различных научно-педагогических исследованиях:
она является правилом обучения, обеспечивающим реализацию в первую очередь таких принципов, как: научность, систематичность, последовательность, доступность (соблюдение преемственных связей - одно из важнейших условий реализации этих принципов);
устанавливает связи между новыми и прежними знаниями как элементами целостной системы;
определяет связи между знаниями, сообщаемыми на одном уроке и в различных темах курса, между материалом разных предметов;
показывает, что на очередном этапе обучения не следует задерживать учащихся на уровне предшествующего: конструктивнее восстанавливать старое в процессе преемственной работы над новым материалом;
осуществляет последовательную связь в работе отдельных классов и школьных ступеней путем использования таких средств, как согласование программ и учебников, повторение материала, проведение повторительно-обобщающих занятий в предшествующем классе и др.;
Полезная информация:
Педагогическое наследие Абу Наср Аль-Фараби, Ходже Ахмед
Яссави
Одним из великих мыслителей, философов Средневековья является Абу Наср аль Фараби (870-950 гг.) Развивая учения Платона и Аристотеля о целях и средствах достижения истинного человеческого счастья, Абу Наср аль-Фараби в своих научно-педагогических трудах отводил значительное место вопросам воспитани ...
Организационные вопросы курса графики
Обучение графике в восьмом классе имеет свою специфику по ряду признаков, к которым относятся возрастные особенности учащихся, их жизненный и трудовой опыт, а следовательно, несравненно более сознательные мотивы учения, потребность в приобретении знаний Поэтому, анализируя стоящие перед ним задачи, ...
Обязанности классного руководителя
К этим обязанностям относятся следующие: — всестороннее изучение учащихся; — разъяснение и внедрение правил поведения; — повседневное наблюдение за успеваемостью учащихся и проведение воспитательной работы по стимулированию их домашнего, учения; — анализ положительных сторон в жизни и деятельности ...