Объективность и полнота информации в управлении образовательными системами

Образование и воспитание » Принципы управления образовательной системой » Объективность и полнота информации в управлении образовательными системами

Страница 6

Для человека, имеющего дело с внутришкольной информацией, важно знать методы ее сбора, обработки, хранения и использования. Школьный руководитель, менеджер в своей деятельности активно используют наблюдение, анкетирование, тестирование, работу с инструктивными и методическими материалами. С внедрением технических средств и компьютеризации существенно сократились сроки сбора и обработки материалов. Усилия школьной администрации должны быть сосредоточены на разработке и внедрении внутришкольной информационной технологии управления, использовать которую могли бы как руководители школы, так и учителя.

В управлении образовательной системой важна любая информация, но прежде всего - управленческая информация, которая необходима для оптимального функционирования управляемой подсистемы. Управленческая информация может быть распределена по различным признакам: по времени - ежедневная, ежемесячная, четвертная, годичная; по функциям управления - аналитическая, оценочная, конструктивная, организационная; по источникам поступления - внутришкольная, ведомственная, вневедомственная; по целевому назначению - директивная, ознакомительная, рекомендательная и др.

Формирование информационных банков данных, технологий их оперативного использования повышает научную организацию управленческого труда.

Таким образом, адаптивное управление это новое мышление, новая философия и политика управления с иной системой ценностей и приоритетов, иными методами и инструментарием управления, с новым пониманием принципов управления, внутренних связей и закономерностей некомандной, экономической, системы. Оно представляет собой методологическую базу управленческой практики в условиях рыночных отношений, следование которым во многих странах дало прекрасные результаты.

гуманизации и гуманитаризации;

дифференциации, мобильности и развития;

открытости, многоукладности; стандартизации.

Перечисленные выше принципы, отражая основополагающие фундаментальные правила управления, дают достаточные основания для выделения принципов адаптивного управления педагогическими системами с позиций психотерапевтического подхода.

Опираясь на потребности образовательного учреждения, а также на опыт личностно ориентированной работы с персоналом, мы выделили семь базовых положений, следуя которым руководитель должен работать с педагогическим коллективом:

уважение и доверие к человеку;

целостность;

сотрудничество;

индивидуализация;

изменения;

научность;

оптимизм.

Система принципов — открытая и может пополняться другими принципами в ходе ее практического освоения и дальнейшего теоретического осмысления.

Принцип уважения и доверия к человеку. Это основополагающий, системообразующий принцип, который должен превратиться в убеждение каждого руководителя, мотивирующее его поведение, и насквозь пронизывающее жизнедеятельность педагогического коллектива. Уважение и доверие к человеку — высшее проявление гуманизма в управлении. Этот принцип выдвигает целый ряд конкретных требований:

личное достоинство каждого работника неприкосновенно;

необходимо предоставлять личности, когда это возможно, свободу выбора;

важно доверять человеку; его потенциальные возможности неисчерпаемы;

следует создавать обстановку, в которой человек может проявить себя, раскрыть свои возможности.

Принцип целостности. Этот принцип требует каждого члена коллектива рассматривать не просто как работника, а как личность со всеми ее потребностями, мотивами, переживаниями, которые он испытывает в процессе педагогической деятельности. Из принципа целостности тоже вытекает целый ряд конкретных требований:

ключ к человеку — всестороннее его познание: его нужд, интересов, мечтаний;

руководитель в общении с учителем не должен забывать, что работа составляет большую часть жизни учителя, сделать все возможное, чтобы время, проведенное учителем на работе, было для него светлым и радостным;

следует создавать такую обстановку в школе, чтобы личность учителя раскрывалась в ней не только своими служебными сторонами, но и другими, скрытыми от окружающих, но очень ценными для коллектива.

Принцип сотрудничества. Этот принцип предусматривает перевод управления с монологической на диалогическую основу, переход от коммуникации к общению, от субъектно-объектных к субъектно-субъектным отношениям. Из этого принципа вытекают следующие требования:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Полезная информация:

Анатомо-физиологические механизмы речи. Развитие речи в онтогенезе
Знание анатомо-физиологических механизмов речи, то есть строения и функциональной организации речевой деятельности, позволяет, во-первых, представлять сложный механизм речи в норме, во-вторых, дифференцированно подходить к анализу речевой патологии, и, в-третьих, правильно определить пути коррекцио ...

Основные принципы профессиональной деятельности педагога-психолога
Принципы деятельности педагога-психолога в учреждениях образования призваны обеспечить: - решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами; - защиту законных прав людей, с которыми педагоги-психологи вступают в профессиональное взаимодействие: обучающихся, воспитанников, их родите ...

Формирования рефлексивных умений учащихся младшего школьного возраста
Особенностью новых государственных стандартов общего образования является их ориентация на универсальные учебные действия, одними из которых являются универсальные рефлексивные умения. Достижение планируемых результатов (в частности, развитие рефлексивных умений) не происходит автоматически. Необхо ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru