Развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Образование и воспитание » Развитие произвольного внимания у старших дошкольников » Развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Страница 1

Цель формирующего этапа исследования: апробирование на практике комплекса мероприятий по развитию произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста в процессе учебно-воспитательного процесса.

Задачи формирующего этапа исследования:

1) подготовить предметно-развивающую среду для проведения занятий (изготовление наглядных пособий и подбор материала.);

2) разработать и апробировать занятия с играми, направленных на повышение уровня развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с ОНР;

3) разработать и апробировать различные формы работы с родителями, направленные на повышение их педагогической культуры в области формирования произвольного внимания старших дошкольников.

Основные условия успешного формирования произвольного внимания у старших дошкольников, это:

учет индивидуальные психолого-педагогические особенности;

применение при проведении игр эффективных способов формирования произвольного внимания у старших дошкольников с ОНР;

организация активного участия родителей в процессе формирования произвольного внимания у старших дошкольников с ОНР.

Итак, на формирующем этапе была составлена программа (сетка занятий) по развитию произвольного внимания используемая в формирующей части эксперимента как основа развивающей работы состоит из серии специально организованных занятий, составленных с учетом уровня развития детей их возрастных и индивидуальных особенностей.

Цель программы: развитие произвольной программы внимания.

Предмет: виды внимания

Объект: дети младшего школьного возраста с ОНР

Задачи коррекционной программы:

1. Развивать сенсорное, слуховое, моторно-двигательное внимание.

2. Повысить уровень развития таких характеристик произвольного внимания как устойчивость, концентрация, переключаемость, объем, произвольность и целенаправленность.

3. Развивать умение мыслить вслух, способности активного владения речью.

Объем программы: одно занятие при частоте встреч два раза в неделю.

Продолжительность 20-25 минут. Игры и упражнения приведены в Приложении 7.

Таблица 6 - Программа развития и коррекции внимания

Занятия

№ игры,

Упр-я

Структура занятия

Цель

Оборудование

Время проведения (мин.)

1

1

Упражнение «Слушай команду!»

Развитие активного внимания

Музыкальное сопровождение

3

2

Упражнение «Исключение лишнего»

Развитие мышления и объема внимания

Карточка с заданием каждому ребенку

2

3

Задание «Чей это дом?»

Развитие наблюдательности

Рисунок с изображением домов и людей

3

4

Игра «Испорченный телефон»

Развитие слухового внимания

6

5

Нанизывание бусинок по образцу

Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики пальцев

Образец бусинки каждому ребенку

5

б

Игра «Воробьи и вороны»

Формирование внимания, развитие скорости реакции

Кубики и мячи (вдвое меньше, чем игроков)

6

всего 25 мин

 

2

1

Упражнение «Слушай команду!»

Развитие активного внимания

Музыкальное сопровождение

3

 

2

Задание «Смешанный лес»

Развитие наблюдательности, распределения внимания

Рисунок с изображения замаскированных деревьев

3

 

3

Игра «Море волнуется»

Формирование внимания, развитие скорости реакции

Круги на полу или асфальте

5

 

2

4

Нанизывание бусинок по образцу

Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки

Образец, бусинки каждому ребенку

5

 

5

Срисовывание по клеточкам (1 -й уровень сложности)

Развитие концентрации, объема внимания, мелкой моторики руки

бумага в клетку, карандаш

5

 

6

Игра «Испорченный телефон»

Развитие слухового внимания

4

 

всего 25 мин

 

3

1

Упражнение «Слушай команду!»

Развитие активного внимания

Музыкальное сопровождение

3

 

2

Выкладывание

из палочек по образцу

Развитие произвольного внимания, мелкой моторики руки

Палочки и образец

каждому ребенку

5

 

3

Игра «Испорченный телефон»

Развитие слухового внимания

5

 

4

Задание «Кто забил гол?»

Развитие наблюдательности

Рисунок с изображением футболистов каждому ребенку

2

 

5

Задание «Найди героев передачи»

Развитие наблюдательности, распределения, переключения и объема внимания

каждому ребенку карточка с изображением героев детской передачи

4

 

3

6

Игра «Воробьи и вороны»

Формирование внимания, развитие скорости Реакции

Цветные кубики, мячи (вдвое меньше, чем игроков)

6

 

всего 25 мин

 

4

1

Упражнение «Слушай команду!»

Развитие активного внимания

Музыкальное сопровождение

3

 

3

Упражнение «Витрина магазина»

Развитие объема внимания и наблюдательности

Карточки каждому ребенку

2

 

4

Игра «Море волнуется»

Формирование внимания, развитие скорости реакции

Круги на полу или асфальте

6

 

5

Нанизывание бусинок по образцу

Развитие концентрации и объема внимания, развитие мелкой моторики руки

Бусинки каждому ребенку

5

 

6

Игра «Испорченный телефон»

Развитие слухового внимания

6

 

всего 22 мин

 

5

1

Упражнение «Слушай команду!»

Развитие активного внимания

Музыкальное сопровождение

3

 

2

Игра «Слушай звуки»

Развитие активного

внимания

Музыкальный инструмент или аудиозапись с высокими и низкими звуками

3

 

3

Упражнение «Кого испугался охотник?»

Развитие объема и устойчивости внимания

Каждому ребенку рисунок

2

 

5

4

Игра «Испорченный телефон»

Развитие слухового внимания

5

 

5

Срисовывание по клеточкам (1 -и уровень сложности)

Развитие концентрации и объема внимания, развитие мелкой моторики руки

Карточки каждому ребенку, карандаш

5

 

6

Игра «По новым местам»

Развитие моторно-двигательного

внимания

Круги диаметром 30 - 35см

5

 

всего 25 мин

 

6

1

Игра «В магазине зеркал»

Развитие наблюдательности, внимания, памяти

3

 

2

Задание «Сравни, назови,

сосчитай!»

Развитие наблюдательности

Каждому ребёнку рисунок «Рыбы в аквариуме»

2

 

3

Игра «Кто знает, пусть дальше считает»

Развитие слухового внимания, развитие мышления.

Закрепление умения считать»

Мяч

5

 

4

Игра «Зеваки»

Развитие произвольного внимания»

Бубен, проигрыватель или магнитофон

5

 

5

Игра«Танграм»

Закрепление представлений о геометрических фигурах

Образец и детали в натуральную величину каждому ребенку

7

 

6

Задание «Найди дорожку!»

Развитие произвольного внимания

Карточки каждому ребенку

2

 

Всего 25 мин

 

7

1

Игра «В магазине зеркал»

Развитие наблюдательности, внимания, памяти

3

 

2

Задание «Корова Маня и ее хозяйка»

Развитие устойчивости внимания

Карточка каждому ребенку с изображением лабиринта

2

 

3

Игра «Строители»

Развитие наблюдательности, концентрации и распределение внимания

Каждому ребенку бланк с рисунками и образец

5

 

4

Игра «Кто летает?»

Формирование внимания

Список названий предметов

5

 

5

Срисовывание по клеточкам (2-й уровень

сложности)

Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки

Карточки, бумага в клетку, карандаш каждому

ребенку

5

 

6

Игра «Найди игрушку»

Развитие устойчивости и объема внимания

Игрушки

5

 

всего 25 мин

 

8

1

Игра «В магазине зеркал»

Развитие наблюдательности, концентрации и распределения внимания

3

 

2

Задание «Найди двух одинаковых животных»

Развитие произвольного внимания

Карточки каждому ребенку

2

 

3

Срисовывание по клеточкам (2-й уровень сложности)

Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки

Карточки каждому ребенку

5

 

8

4

Задание «Что где лежит?»

Развитие произвольного внимания

Бланк с эталонами фигур и предметов

3

 

5

Игра «Танграм»

Закрепление представлений о геометрических фигурах

Образец и детали в натуральную величину

7

 

6

Задание «Воспроизведение геометрических фигур»

Развитие произвольного внимания, памяти, мышления

Каждому ребёнку карандаш и бумагу

5

 

Всего 25 мин

 

9

1

Игра «В магазине зеркал»

Развитие наблюдательности, концентрации и распределения внимания

3

 

2

Задание «Найди тень»

Развитие наблюдательности

2

 

3

Задание «Найди дорожку»

Развитие произвольного внимания

Карточка каждому ребенку

2

 

4

Срисовывание по клеточкам (2-й уровень сложности)

Развитие концентрации и объема внимания

Карточки каждому ребенку

5

 

5

Игра «Разведчики»

Развитие мотрно-слуховой памяти, координации движений

Стулья

5

 

6

Задание «Построй дорожку»

Развитие устойчивого внимания

Таблицу каждому ребенку, фишки

3

 

7

Игра «Квартет»

Формирование внимания

1 3 наборов разрезанных на 4 части открыток

5

 

8

Игра «Море волнуется»

Формирование внимания, развитие скорости реакции

Нарисованные на полу круги

5

 

Всего 30 мин

 

10

1

Игра «Слушай хлопки!»

Развитие произвольного внимания

3

 

2

Задание «Нарисуй крут и треугольник»

Тренировка распределения внимания

Два острых карандаша каждому ребенку

2

 

3

Игра «Танграм»

Закрепление представлений о геометрических фигурах

Образец и фигуры в натуральную величину каждому ребенку

5

 

4

Задание «Сравни, назови, сосчитай»

Развитие наблюдательности

Каждому ребенку рисунок «Рыба в аквариуме»

2

 

5

Игра «Съедобное - несъедобное»

Формирование внимания

Мяч, мел

7

 

6

Задание «Найди тень»

Развитие наблюдательности

Каждому ребенку рисунок с отбрасываемой тенью

3

 

7

Задание «Корова Маня и ее хозяйка»

Развитие устойчивости внимания

Каждому ребенку карточку лабиринт

2

 

8

Упражнение «Воспроизведение геометрических фигур»

Развитие произвольного внимания, памяти, мышления

Каждому ребенку карандаш и бумагу

3

 

Всего 27 мин

 
Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Педагогическое общение
С каждым днем накапливается все больше научных фактов, которые подтверждают важность учета "человеческого фактора" как того узла вопросов, который нельзя обойти, решая задачи повышения эффективности производства, развития науки, культуры. Две главные фигуры в школе - учитель и ученик. Их ...

Принцип прочности
Означает способность учащегося при необходимости воспроизвести изученное и воспользоваться соответствующими знаниями в практической деятельности, т. е. прочность – это не только глубокое запоминание, но и умение воспользоваться тем, чем располагает память. В этом заключается главная особенность дан ...

Выяснить наиболее эффективные средства физического воспитания детей дошкольного возраста в разных возрастных группах
На основе данных наблюдения (ДОУ № 19 г. Северодвинска) можно сделать следующие выводы: В возрастной группе детей с ЗПР 3 – 4 лет: Проводятся занятия коррекционно-развивающей направленности. Цель занятий – развитие и коррекция физических качеств и координационных способностей, коррекция движений, к ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru