Развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Образование и воспитание » Развитие произвольного внимания у старших дошкольников » Развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Страница 1

Цель формирующего этапа исследования: апробирование на практике комплекса мероприятий по развитию произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста в процессе учебно-воспитательного процесса.

Задачи формирующего этапа исследования:

1) подготовить предметно-развивающую среду для проведения занятий (изготовление наглядных пособий и подбор материала.);

2) разработать и апробировать занятия с играми, направленных на повышение уровня развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с ОНР;

3) разработать и апробировать различные формы работы с родителями, направленные на повышение их педагогической культуры в области формирования произвольного внимания старших дошкольников.

Основные условия успешного формирования произвольного внимания у старших дошкольников, это:

учет индивидуальные психолого-педагогические особенности;

применение при проведении игр эффективных способов формирования произвольного внимания у старших дошкольников с ОНР;

организация активного участия родителей в процессе формирования произвольного внимания у старших дошкольников с ОНР.

Итак, на формирующем этапе была составлена программа (сетка занятий) по развитию произвольного внимания используемая в формирующей части эксперимента как основа развивающей работы состоит из серии специально организованных занятий, составленных с учетом уровня развития детей их возрастных и индивидуальных особенностей.

Цель программы: развитие произвольной программы внимания.

Предмет: виды внимания

Объект: дети младшего школьного возраста с ОНР

Задачи коррекционной программы:

1. Развивать сенсорное, слуховое, моторно-двигательное внимание.

2. Повысить уровень развития таких характеристик произвольного внимания как устойчивость, концентрация, переключаемость, объем, произвольность и целенаправленность.

3. Развивать умение мыслить вслух, способности активного владения речью.

Объем программы: одно занятие при частоте встреч два раза в неделю.

Продолжительность 20-25 минут. Игры и упражнения приведены в Приложении 7.

Таблица 6 - Программа развития и коррекции внимания

Занятия

№ игры,

Упр-я

Структура занятия

Цель

Оборудование

Время проведения (мин.)

1

1

Упражнение «Слушай команду!»

Развитие активного внимания

Музыкальное сопровождение

3

2

Упражнение «Исключение лишнего»

Развитие мышления и объема внимания

Карточка с заданием каждому ребенку

2

3

Задание «Чей это дом?»

Развитие наблюдательности

Рисунок с изображением домов и людей

3

4

Игра «Испорченный телефон»

Развитие слухового внимания

6

5

Нанизывание бусинок по образцу

Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики пальцев

Образец бусинки каждому ребенку

5

б

Игра «Воробьи и вороны»

Формирование внимания, развитие скорости реакции

Кубики и мячи (вдвое меньше, чем игроков)

6

всего 25 мин

 

2

1

Упражнение «Слушай команду!»

Развитие активного внимания

Музыкальное сопровождение

3

 

2

Задание «Смешанный лес»

Развитие наблюдательности, распределения внимания

Рисунок с изображения замаскированных деревьев

3

 

3

Игра «Море волнуется»

Формирование внимания, развитие скорости реакции

Круги на полу или асфальте

5

 

2

4

Нанизывание бусинок по образцу

Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки

Образец, бусинки каждому ребенку

5

 

5

Срисовывание по клеточкам (1 -й уровень сложности)

Развитие концентрации, объема внимания, мелкой моторики руки

бумага в клетку, карандаш

5

 

6

Игра «Испорченный телефон»

Развитие слухового внимания

4

 

всего 25 мин

 

3

1

Упражнение «Слушай команду!»

Развитие активного внимания

Музыкальное сопровождение

3

 

2

Выкладывание

из палочек по образцу

Развитие произвольного внимания, мелкой моторики руки

Палочки и образец

каждому ребенку

5

 

3

Игра «Испорченный телефон»

Развитие слухового внимания

5

 

4

Задание «Кто забил гол?»

Развитие наблюдательности

Рисунок с изображением футболистов каждому ребенку

2

 

5

Задание «Найди героев передачи»

Развитие наблюдательности, распределения, переключения и объема внимания

каждому ребенку карточка с изображением героев детской передачи

4

 

3

6

Игра «Воробьи и вороны»

Формирование внимания, развитие скорости Реакции

Цветные кубики, мячи (вдвое меньше, чем игроков)

6

 

всего 25 мин

 

4

1

Упражнение «Слушай команду!»

Развитие активного внимания

Музыкальное сопровождение

3

 

3

Упражнение «Витрина магазина»

Развитие объема внимания и наблюдательности

Карточки каждому ребенку

2

 

4

Игра «Море волнуется»

Формирование внимания, развитие скорости реакции

Круги на полу или асфальте

6

 

5

Нанизывание бусинок по образцу

Развитие концентрации и объема внимания, развитие мелкой моторики руки

Бусинки каждому ребенку

5

 

6

Игра «Испорченный телефон»

Развитие слухового внимания

6

 

всего 22 мин

 

5

1

Упражнение «Слушай команду!»

Развитие активного внимания

Музыкальное сопровождение

3

 

2

Игра «Слушай звуки»

Развитие активного

внимания

Музыкальный инструмент или аудиозапись с высокими и низкими звуками

3

 

3

Упражнение «Кого испугался охотник?»

Развитие объема и устойчивости внимания

Каждому ребенку рисунок

2

 

5

4

Игра «Испорченный телефон»

Развитие слухового внимания

5

 

5

Срисовывание по клеточкам (1 -и уровень сложности)

Развитие концентрации и объема внимания, развитие мелкой моторики руки

Карточки каждому ребенку, карандаш

5

 

6

Игра «По новым местам»

Развитие моторно-двигательного

внимания

Круги диаметром 30 - 35см

5

 

всего 25 мин

 

6

1

Игра «В магазине зеркал»

Развитие наблюдательности, внимания, памяти

3

 

2

Задание «Сравни, назови,

сосчитай!»

Развитие наблюдательности

Каждому ребёнку рисунок «Рыбы в аквариуме»

2

 

3

Игра «Кто знает, пусть дальше считает»

Развитие слухового внимания, развитие мышления.

Закрепление умения считать»

Мяч

5

 

4

Игра «Зеваки»

Развитие произвольного внимания»

Бубен, проигрыватель или магнитофон

5

 

5

Игра«Танграм»

Закрепление представлений о геометрических фигурах

Образец и детали в натуральную величину каждому ребенку

7

 

6

Задание «Найди дорожку!»

Развитие произвольного внимания

Карточки каждому ребенку

2

 

Всего 25 мин

 

7

1

Игра «В магазине зеркал»

Развитие наблюдательности, внимания, памяти

3

 

2

Задание «Корова Маня и ее хозяйка»

Развитие устойчивости внимания

Карточка каждому ребенку с изображением лабиринта

2

 

3

Игра «Строители»

Развитие наблюдательности, концентрации и распределение внимания

Каждому ребенку бланк с рисунками и образец

5

 

4

Игра «Кто летает?»

Формирование внимания

Список названий предметов

5

 

5

Срисовывание по клеточкам (2-й уровень

сложности)

Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки

Карточки, бумага в клетку, карандаш каждому

ребенку

5

 

6

Игра «Найди игрушку»

Развитие устойчивости и объема внимания

Игрушки

5

 

всего 25 мин

 

8

1

Игра «В магазине зеркал»

Развитие наблюдательности, концентрации и распределения внимания

3

 

2

Задание «Найди двух одинаковых животных»

Развитие произвольного внимания

Карточки каждому ребенку

2

 

3

Срисовывание по клеточкам (2-й уровень сложности)

Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки

Карточки каждому ребенку

5

 

8

4

Задание «Что где лежит?»

Развитие произвольного внимания

Бланк с эталонами фигур и предметов

3

 

5

Игра «Танграм»

Закрепление представлений о геометрических фигурах

Образец и детали в натуральную величину

7

 

6

Задание «Воспроизведение геометрических фигур»

Развитие произвольного внимания, памяти, мышления

Каждому ребёнку карандаш и бумагу

5

 

Всего 25 мин

 

9

1

Игра «В магазине зеркал»

Развитие наблюдательности, концентрации и распределения внимания

3

 

2

Задание «Найди тень»

Развитие наблюдательности

2

 

3

Задание «Найди дорожку»

Развитие произвольного внимания

Карточка каждому ребенку

2

 

4

Срисовывание по клеточкам (2-й уровень сложности)

Развитие концентрации и объема внимания

Карточки каждому ребенку

5

 

5

Игра «Разведчики»

Развитие мотрно-слуховой памяти, координации движений

Стулья

5

 

6

Задание «Построй дорожку»

Развитие устойчивого внимания

Таблицу каждому ребенку, фишки

3

 

7

Игра «Квартет»

Формирование внимания

1 3 наборов разрезанных на 4 части открыток

5

 

8

Игра «Море волнуется»

Формирование внимания, развитие скорости реакции

Нарисованные на полу круги

5

 

Всего 30 мин

 

10

1

Игра «Слушай хлопки!»

Развитие произвольного внимания

3

 

2

Задание «Нарисуй крут и треугольник»

Тренировка распределения внимания

Два острых карандаша каждому ребенку

2

 

3

Игра «Танграм»

Закрепление представлений о геометрических фигурах

Образец и фигуры в натуральную величину каждому ребенку

5

 

4

Задание «Сравни, назови, сосчитай»

Развитие наблюдательности

Каждому ребенку рисунок «Рыба в аквариуме»

2

 

5

Игра «Съедобное - несъедобное»

Формирование внимания

Мяч, мел

7

 

6

Задание «Найди тень»

Развитие наблюдательности

Каждому ребенку рисунок с отбрасываемой тенью

3

 

7

Задание «Корова Маня и ее хозяйка»

Развитие устойчивости внимания

Каждому ребенку карточку лабиринт

2

 

8

Упражнение «Воспроизведение геометрических фигур»

Развитие произвольного внимания, памяти, мышления

Каждому ребенку карандаш и бумагу

3

 

Всего 27 мин

 
Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Взаимодействие семьи и школы как необходимое условие эффективности образовательного процесса
Важную роль в процессе формирования коллектива класса оказывает взаимодействие семьи и школы. Семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс факторов и условий воспитывающей среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса. Если школа сделает родителей своими союзникам ...

Произвольная и непроизвольная память
В зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной памятью. В тех случаях, когда мы ставим такую цель, говорят о произвольной памяти. В по ...

Общение как средство обучения в процессе преподавания психологии
В условиях современного общества в процессе обучения активно применяются нетрадиционные методы обучения, которые необходимо осмыслить как инновационную педагогику. Изучение литературы показало, что проблема нетрадиционного обучения невербальными средствами является предметом исследования не только ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru