Что ставит под угрозу валидность результатов наблюдения

Образование и воспитание » Методические критерии качества измерений в общественных науках » Что ставит под угрозу валидность результатов наблюдения

Страница 1

Требуя научных методов наблюдения, мы пытаемся уменьшить ту опасность, которой постоянно подвергаются наивное наблюдение и восприятие. Некоторые тенденции, ведущие к фальсификации результатов наблюдения, должны быть здесь названы.

Восприятие никогда не является процессом, в ходе которого мы нейтрально воспринимаем что-то само по себе. Наше восприятие всегда окрашено различными физическими, психически, ми и социальными факторами. Мы приспосабливаем раздражители к нашим потребностям и нашему опыту. Наше восприятие есть компромисс между объектом восприятия и тем, чего мы ждали, исходя из наших личных, групповых и ролевых установок. Если, к примеру, боязливый и суеверный человек в сумерках на опушке леса примет пелену тумана за призрак, то здравомыслящий любитель птиц в аналогичной ситуации не обратит на поднимающийся туман никакого внимания, вслушиваясь в звуки, которые издают ночные птицы.

В более системных описаниях говорится о первичном сочетании, когда устанавливается связь между различными фрагментами действительности и нашей физической системой (органами чувств, центрами и аккумуляторами аппарата восприятия), о вторичном сочетании, когда устанавливается связь между упомянутой физической системой и нашей психической системой с ее ощущениями и восприятиями и происходит процесс психоселекции, и, наконец, о третичном сочетании, когда устанавливается связь между только что отобранными ощущениями и третичными знаками: понятиями, кодами, числами, символами и т. д. Так как при этом вновь производится отбор, то легко представить, какие индивидуальные различия могут появиться на пути от фрагмента реальной действительности до его обозначения.

Если взглянуть на этот процесс с несколько иных позиций, то он будет выглядеть следующим образом.

Мы структурируем наше восприятие главным образом по четырем направлениям: селекция, организация, акцентуация и фиксация.

Селекция имеет место, если из множества имеющихся раздражителей мы выбираем те, которые отвечают нашим ожиданиям и нашим потребностям.

В процессе организации мы изменяем структуру раздражителей таким образом, чтобы они соответствовали определенным теориям личности (или гипотезам и представлениям) или нашим стереотипам.

В ходе акцентуации мы придаем особое значение одним раздражителям, одновременно подавляя другие.

Фиксация представляет собой уступку тенденции, заключающейся в том, что мы сопротивляемся изменениям и переносим однажды приобретенные впечатления на новые раздражители, даже если они не соответствуют этим раздражителям.

Эти четыре фактора взаимодействуют в каждом процессе восприятия и оценки, в том числе и в процессе школьной аттестации. При этом данное взаимодействие приобретает совершенно личную окраску в зависимости от нашего опыта и занимаемой позиции. Одну и ту же ситуацию один воспитатель воспримет как свой личный успех, потому что сейчас после многих педагогических неудач он замечает в поведении подростков первые (по его мнению) положительные признаки. Это происходит потому, что, следуя своей теории воспитательного воздействия, он относится к этим признакам серьезнее, чем следует, и тем самым неосознанно реализует личную потребность в успехе. Другой воспитатель со своим опытом истолкует эти признаки, скорее, как сигналы всевозрастающей дистанции между ним и подростками и как доказательство строптивости подростков, так непохожих на тех, с которыми он работал до сих пор,

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Опытно-экспериментальная работа по формированию у подростков культуры потребления информации телевизионных СМИ
Эмпирическое исследование по избранной теме проводилось нами в МОУ СОШ № 24 п. Юрты, 9 "а" класс. Особенностью данного учебного заведения является то, что оно расположено в центре посёлка, разделено на два здания, в одном из которых расположены спортивный зал и библиотека, в другом - комп ...

Понятие одаренности
Основное содержание одаренности составляют способности, от которых зависят затраты времени и усилий для достижения результата. Каждый ребенок имеет определенные способности к тому или иному виду деятельности или знаний. Способности могут иметь общий характер (вербальные, академические, креативные, ...

Способы и методы формирования выразительности речи
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным, ценностям. Это — конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что занятия с элементами театрализованных игр, развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют ег ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru