Обследование звуковой стороны речи является важным звеном в общей системе изучения речевой деятельности и имеет два аспекта:
артикуляционный – предполагает выяснение особенностей образования ребенком звуков речи и функционирования произносительных органов в момент речи;
фонологический – выяснить, как ребенок различает систему речевых звуков (фонем) в различных фонетических условиях.
Целью исследования является изучение состояния фонематической системы у дошкольников с общим недоразвитием речи.
В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:
1) изучить литературу по проблеме исследования;
2) отобрать методику исследования состояния фонематической системы у детей с общим недоразвитием речи;
3) выявить состояние фонематической системы у детей с общим недоразвитием речи;
4) разработать рекомендации по совершенствованию фонематической системы у детей с общим недоразвитием речи.
Для решения поставленных задач были подобраны следующие методы исследования:
– изучение и анализ амнестических данных и медико-педагогическую документации.
Приступая к обследованию необходимо изучить медико-педагогическую документацию, познакомиться с анамнезом ребенка. Анализ этих данных имеет важное практическое значение.
– Метод беседы.
Также на основе беседы с психологом были получены сведения о развитии высших психических функций каждого ребенка, остепени сформированности волевой регуляции поведения детей.
– Эксперимент
Эксперимент проводился в виде заданий. Ребенку предлагались серии заданий для оценки сформированности у него слухового внимания, навыков фонематического анализа и синтеза, представлений. Также с помощью специально подобранных заданий изучался характер произношения звуков у каждого ребенка.
– Анализ результатов эксперимента.
После проведения обследования анализируются полученные результаты. Оцениваются выполненные задания. Анализируются трудности, с которыми столкнулись дети при выполнении заданий.
Полезная информация:
Экспериментальное изучение особенностей овладения лексической сочетаемостью
слов детьми дошкольного возраста с системными нарушениями речи
Целью исследования является изучение особенностей овладения лексической сочетаемость слов детьми дошкольного возраста с системными нарушениями речи. Задачи исследования: 1. Изучение анамнестических данных; 2. Подбор и описание диагностических методик;, 3. Проведение экспериментального исследования ...
Особенности использования дидактической игры и руководства ею в процессе
обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
Игра - ведущая деятельность, обеспечивающая зону ближайшего развития, оказывающая развивающие воздействие на складывание психологического облика ребёнка с интеллектуальной недостаточностью. Среди множества причин, тормозящих самостоятельное, последовательное становление игры у ребёнка с интеллектуа ...
Анализ литературы по проблеме исследования
Модульное обучение в первоначальном виде зародилось в конце 60-х годов и быстро распространилось в англоязычных странах, прежде всего, в США, Англии и Канаде. Вскоре им заинтересовались и исследователи России. В настоящее время накоплен достаточный материал научных сведений по вопросам модульного о ...