Что ставит под угрозу валидность результатов наблюдения

Образование и воспитание » Методические критерии качества измерений в общественных науках » Что ставит под угрозу валидность результатов наблюдения

Страница 2

Поскольку наш личный опыт, наши установки и желания влияют на наше наивное наблюдение, результаты наших наблюдений содержат информацию не только об объекте наблюдения, но и о нас самих. К этой проблеме обращается психодиагностика, когда она с целью получить данные для оценки нашей личности требует от нас результатов наблюдения, полученных с помощью так называемых проективных методов и специальных материалов, предполагающих многообразие трактовок.

Здесь необходимо вернуться к аспектам диагностической деятельности. Провести корректно наблюдения мы можем лишь и том случае, если объект наблюдения вписывается в наш опыт. Если мы наблюдаем за людьми с совершенно иным социальным фоном, то нельзя исключить возможность ложной интерпретации их поведения. Мы можем принять за агрессивность то, что на самом деле является знаком дружеского уважения. Возможно, мы примем за лицемерие то, что на самом „теле является обычной данью вежливости. Это условие распространяется на возрастные, религиозные группы, на всевозможные группировки с характерными нормами поведения.

Ошибки в референции возникают в том случае, если в процессе наблюдения били использованы для сравнения неподходящие образцы Сюда относятся ошибки в выборе масштаба, когда кто-то даст преимущественно чересчур строгую или чересчур мягкую оценку, тем самым показывая, что он пользуется масштабом, который не подходит тем, кому он должен давать оценку и кто благодаря его опыту и установкам мог бы, очевидно, получить о себе информацию. Сюда можно отнести также возврат к наблюдениям и оценкам нейтрального характера, к расплывчатым высказываниям типа "ни—ни". Ошибки в референции возникают также тогда, когда наш опыт не включает нормы повеления тех людей, которых мы должны наблюдать. В таком случае мы считаем невежливым то, что для этих людей является обычным проявлением почтительной сдержанности, и принимаем за личную симпатию то, что на самом деле считается обычной формой гостеприимства. Много похожих случаев возникает тогда, когда встречаются люди разных культур.

Ошибки в установлении связей появляются тогда, когда мы устанавливаем связь между признаками, не предполагающими этой связи. Часто в литературе обсуждается так называемый эффект "ореола", "тенденция, при которой оценка характерной особенности какой-то личности не свободна от воздействия другой характерной черты или от общего впечатления, производимого этой личностью". В повседневной жизни мы также склонны делать выводы о характерных особенностях человека, исходя из его манеры одеваться. Какие признаки мы при этом связываем, зависит от наших личных познаний в характерологии, от наших имплицитных теорий личности. Учителя, например, склонны связывать плохую успеваемость с леностью и глупостью.

Страницы: 1 2 

Полезная информация:

Формы и методы преподавания в техникуме
Современные условия развития общества, такие как глобализация экономики, обострение рыночной конкуренции, доминирование технологий, основанных на новых знаниях, опыте, интеллекте, увеличение социальной ответственности бизнеса и гуманизация труда - все это определило необходимость изменений в мирово ...

Гигиенические основы физических упражнений. Гигиенические принципы организации занятий физическими упражнениями
Это непрерывность, преемственность, комплексность, адекватность. Принцип непрерывности и преемственности должен соблюдаться на протяжении всей жизни человека, особенно в детском и юношеском возрасте, когда происходят бурный рост и физическое развитие организма. В этот период отмечается повышенная ч ...

Особенности овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста с системными нарушениями речи
Логопедическая наука и практика в настоящее время ориентируются на обучение и воспитание детей с нарушением развития речи и на необходимость разработки содержания и методов логопедического воздействия для работы с коллективом детей. В 60- 70 гг. в ИКП РАО была разработана психолого-педагогическая к ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru