Что ставит под угрозу валидность результатов наблюдения

Образование и воспитание » Методические критерии качества измерений в общественных науках » Что ставит под угрозу валидность результатов наблюдения

Страница 2

Поскольку наш личный опыт, наши установки и желания влияют на наше наивное наблюдение, результаты наших наблюдений содержат информацию не только об объекте наблюдения, но и о нас самих. К этой проблеме обращается психодиагностика, когда она с целью получить данные для оценки нашей личности требует от нас результатов наблюдения, полученных с помощью так называемых проективных методов и специальных материалов, предполагающих многообразие трактовок.

Здесь необходимо вернуться к аспектам диагностической деятельности. Провести корректно наблюдения мы можем лишь и том случае, если объект наблюдения вписывается в наш опыт. Если мы наблюдаем за людьми с совершенно иным социальным фоном, то нельзя исключить возможность ложной интерпретации их поведения. Мы можем принять за агрессивность то, что на самом деле является знаком дружеского уважения. Возможно, мы примем за лицемерие то, что на самом „теле является обычной данью вежливости. Это условие распространяется на возрастные, религиозные группы, на всевозможные группировки с характерными нормами поведения.

Ошибки в референции возникают в том случае, если в процессе наблюдения били использованы для сравнения неподходящие образцы Сюда относятся ошибки в выборе масштаба, когда кто-то даст преимущественно чересчур строгую или чересчур мягкую оценку, тем самым показывая, что он пользуется масштабом, который не подходит тем, кому он должен давать оценку и кто благодаря его опыту и установкам мог бы, очевидно, получить о себе информацию. Сюда можно отнести также возврат к наблюдениям и оценкам нейтрального характера, к расплывчатым высказываниям типа "ни—ни". Ошибки в референции возникают также тогда, когда наш опыт не включает нормы повеления тех людей, которых мы должны наблюдать. В таком случае мы считаем невежливым то, что для этих людей является обычным проявлением почтительной сдержанности, и принимаем за личную симпатию то, что на самом деле считается обычной формой гостеприимства. Много похожих случаев возникает тогда, когда встречаются люди разных культур.

Ошибки в установлении связей появляются тогда, когда мы устанавливаем связь между признаками, не предполагающими этой связи. Часто в литературе обсуждается так называемый эффект "ореола", "тенденция, при которой оценка характерной особенности какой-то личности не свободна от воздействия другой характерной черты или от общего впечатления, производимого этой личностью". В повседневной жизни мы также склонны делать выводы о характерных особенностях человека, исходя из его манеры одеваться. Какие признаки мы при этом связываем, зависит от наших личных познаний в характерологии, от наших имплицитных теорий личности. Учителя, например, склонны связывать плохую успеваемость с леностью и глупостью.

Страницы: 1 2 

Полезная информация:

Цели и задачи обучения искусства батика подростков
Цели обучения искусству батика: _ дать обучающемуся, как можно больше знаний об окружающем мире, открыть для него новые виды творчества; мы должны заинтересовать ребенка, дать ему возможность для его бесконечной фантазии в своём творчестве, для совершенствования, дать предпосылки к развитию креатив ...

Система физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении
Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Она одновременно является подсистемой, частью общегосударственной системы физического воспит ...

Виды и наименования высших учебных заведений
1. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт. 2. Университет – высшее учебное заведение, которое: реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подгото ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru