По окончании формирующего эксперимента была проведена повторная диагностика характеристик уровня сформированности произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР по той же методике, что и в констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы.
Цель контрольного среза: определить эффективность проведенной работы по развитию произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Диагностирование уровня сформированности произвольного внимания на этапе контрольной диагностики проходило с использованием тех же методик, что и на этапе констатирующего эксперимента. Оценка полученных результатов велась по критериям, предложенным на этапе констатирующего эксперимента. Протоколы по выполнению серий заданий контрольного среза детьми старшего дошкольного возраста с ОНР представлены в Приложениях 8 и 9.
Анализ полученных результатов начинаем с интерпретации серии заданий № 1 (Методика «Корректурная проба Бурдона») для экспериментальной группы, целью которой является выявление объема произвольного внимания.
Для этого обратимся к таблице № 8 составленной на основе протоколов обследования по серии заданий № 1 (Приложение 8). Итак, по серии заданий № 1 дети экспериментальной группы, принимавшие участие в эксперименте, показали следующие результаты (таблица № 7).
Таблица 7 - Распределение старших дошкольников с ОНР по уровням выполнения серии заданий №1 в ходе контрольного среза
№ п/п |
Имя Ф. |
А (степень объема произвольного внимания) |
Уровень |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Кирилл Г. |
1 |
норма |
2 |
Глеб Д. |
1 |
норма |
3 |
Карина И. |
1 |
норма |
4 |
Тая К. |
1 |
норма |
5 |
Рома Р. |
1 |
норма |
6 |
Полина Д. |
0,97 |
ниже нормы |
7 |
Вика А. |
1 |
норма |
8 |
Даня С. |
1 |
норма |
9 |
Витя К. |
1 |
норма |
10 |
Владик Ж. |
1 |
норма |
Определим процентное соотношение по уровням. Итак, 10 человек составляют 100%, тогда соответственно каждый ребенок будет соответствовать 10%.
Тогда, графически данные таблицы № 8 можно в виде рисунка 7.
Рисунок 7 – Распределение старших дошкольников с ОНР по уровням выполнения серии заданий №1 в ходе контрольного среза
Результаты таблицы 8 и рисунка 7 показывают, что из всех детей старшего дошкольного возраста с ОНР 90% (Кирилл Г., Глеб Д., Карина И., Тая К., Рома Р., Вика А., Даня С., Витя К., Владик Ж.) имеют возрастную норму в сформированности объема произвольного внимания и 10% - объем произвольного внимания ниже нормы (Полина Д.) Однако необходимо отметить, что некоторые дети превышали лимит отведенного времени, и все уставали к концу выполнения задания 1.
Полезная информация:
Личностные качества в структуре субъекта педагогической деятельности
Как было отмечено в отечественной педагогической психологии еще в конце XIX в. П.Ф. Каптеревым, одним из важных факторов успешности педагогической деятельности являются «личностные качества» учителя. Отмечается обязательность таких качеств, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скр ...
Физические и психологические проявления адаптации к учебной деятельности у
детей младшего школьного возраста
При поступлении ребенка в школу происходит изменение его картины мира. Он сталкивается с новыми ситуациями и ролями. В данном параграфе мы рассмотрим: временные рамки адаптации и ее проявления, уровни школьной адаптации, факторы психологической адаптации к школьной деятельности, а также разберем вл ...
Значение трудового воспитания в разностороннем развитии личности ребенка
В энциклопедическом словаре понятие «труд» трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей» . Труду как человеческой деятельности много внимания уделяется в народной педагогике. Много высказыв ...