Теоретические исследования по проблематике профильного обучения

Образование и воспитание » Профильное обучение в Российской Федерации » Теоретические исследования по проблематике профильного обучения

Страница 6

На третьем этапе (с 2004 г.) исследования в области профильного обучения проводятся с учётом методологических положений, содержащихся в "Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования" и ряда сопутствующих документов. В то же время два фактора продолжают сдерживать развитие исследований в области профильного обучения:

– объективный: естественная инерционность научных исследований, требующих, как правило, не одного года работы, в силу чего в 2004-2006 гг. были завершены исследования, начатые в 2002 г. и ранее, т.е., до принятия "Концепции профильного обучения";

– субъективный: отсутствие в отечественной педагогической науке научных школ, рассматривающих проблему профильного обучения в русле организационно-педагогического подхода, что привело к отсутствию "научного задела" в таких значимых аспектах современной модели профильного обучения, как сетевые модели профильного обучения, аттестация учащихся на основе портфолио, организация обучения на основе индивидуальных учебных планов и др.

Особо следует отметить диссертацию А.М. Шамаевой, посвящённую определению специфики профильного обучения в общеобразовательной школе. Ею установлена теоретико-методологическая специфика педагогики профильного обучения, разработан, теоретически и экспериментально обоснован комплекс дидактических средств формирования у школьников отдельных компетенций на этапе профильного обучения; обоснованы теоретические и технологические основы профилирования школьных учебных курсов и ведущие компоненты методики их преподавания, разработан алгоритм создания и реализации личностно-ориентированной образовательной ситуации в профильном обучении. Е.Ю. Шамаевой определены следующие специфические черты профильного обучения как педагогического феномена:

– система профильного обучения реализует профессионально-ориентированную функцию, при этом ведущим средством формирования у учащихся образа будущей профессии выступает компетентностный подход, понимаемый как разрешение системы учебных ситуаций и задач, иллюстрирующих специфику профессии и профессиональной деятельности;

– "высший уровень целеполагания в системе профильного обучения выходит за пределы педагогических критериев в широкую социальную сферу, которая служит наиболее надёжной основой оценки эффективности образовательной системы";

– конкретной целью профильного обучения выступает "формирование у учащихся убеждённости в том, что смыслом жизни является наиболее полная самореализация в конкретной сфере социальной деятельности, позволяющая им выполнить своё предназначение в жизни";

– профильные предметы имеют "достаточно чёткую профессиональную направленность"; кроме них, в учебный план включены элективные курсы, "раскрывающие конкретное направление профессиональной деятельности";

– установлена связь трудовой подготовки школьников с профилем их обучения;

– осуществляется кооперация старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования;

– ведущим результатом профильного обучения выступает сформированность образа профессии как критерий профессионализации учащихся, его готовности к выполнению определённых социальных функций, при этом "профильное обучение должно не просто формировать качественные профессионально-ориентированные знания и умения, но и обеспечивать учащимся реальную связь образа профессиональной деятельности с параметрами общественной и личной значимости".

Значение данной работы в том, что здесь впервые выстроена чёткая трёхуровневая иерархия целеполагания профильного обучения: обеспечение условий для социализации учащегося в динамичных условиях современной жизни; профессиональная ориентация и трудовое воспитание учащихся с учётом особенностей современного труда и прежде всего его интеллектуализации; собственно учебные задачи, включающие общеобразовательную, профильную и предпрофессиональную подготовку.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезная информация:

Направления коррекционно-развивающей работы по развитию мышления учащихся с умственной отсталостью на уроках швейного дела
При установлении различий между объектами учащиеся, пишет исследователь Т.В. Башаева, с интеллектуальной недостаточностью говорят более детально об их признаках (сравнивают размер, цвет) и употребляют более разнообразные суждения, чем при определении их сходства. Снижение возможности обобщения – эт ...

Физиологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст - период развития ребенка от 3 до 6—7 лет. В эти годы происходят дальнейшее физическое развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка. Рост и масса тела. Рост детей в дошкольном возрасте увеличивается неравномерно — вначале до 4—6 см в год, а затем в период от ...

Содержание, условия и этапы развития речи с помощью театрально-игровой деятельности
Изучив проблему развития речи дошкольников, проанализировав научно-педагогическую литературу по этой проблеме и поставив перед собой рабочую гипотезу, мы поставили целью исследования – выявить уровень влияния использования театрально-игровой деятельности на развитие речи детей старшего дошкольного ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru