Теоретические исследования по проблематике профильного обучения

Образование и воспитание » Профильное обучение в Российской Федерации » Теоретические исследования по проблематике профильного обучения

Страница 6

На третьем этапе (с 2004 г.) исследования в области профильного обучения проводятся с учётом методологических положений, содержащихся в "Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования" и ряда сопутствующих документов. В то же время два фактора продолжают сдерживать развитие исследований в области профильного обучения:

– объективный: естественная инерционность научных исследований, требующих, как правило, не одного года работы, в силу чего в 2004-2006 гг. были завершены исследования, начатые в 2002 г. и ранее, т.е., до принятия "Концепции профильного обучения";

– субъективный: отсутствие в отечественной педагогической науке научных школ, рассматривающих проблему профильного обучения в русле организационно-педагогического подхода, что привело к отсутствию "научного задела" в таких значимых аспектах современной модели профильного обучения, как сетевые модели профильного обучения, аттестация учащихся на основе портфолио, организация обучения на основе индивидуальных учебных планов и др.

Особо следует отметить диссертацию А.М. Шамаевой, посвящённую определению специфики профильного обучения в общеобразовательной школе. Ею установлена теоретико-методологическая специфика педагогики профильного обучения, разработан, теоретически и экспериментально обоснован комплекс дидактических средств формирования у школьников отдельных компетенций на этапе профильного обучения; обоснованы теоретические и технологические основы профилирования школьных учебных курсов и ведущие компоненты методики их преподавания, разработан алгоритм создания и реализации личностно-ориентированной образовательной ситуации в профильном обучении. Е.Ю. Шамаевой определены следующие специфические черты профильного обучения как педагогического феномена:

– система профильного обучения реализует профессионально-ориентированную функцию, при этом ведущим средством формирования у учащихся образа будущей профессии выступает компетентностный подход, понимаемый как разрешение системы учебных ситуаций и задач, иллюстрирующих специфику профессии и профессиональной деятельности;

– "высший уровень целеполагания в системе профильного обучения выходит за пределы педагогических критериев в широкую социальную сферу, которая служит наиболее надёжной основой оценки эффективности образовательной системы";

– конкретной целью профильного обучения выступает "формирование у учащихся убеждённости в том, что смыслом жизни является наиболее полная самореализация в конкретной сфере социальной деятельности, позволяющая им выполнить своё предназначение в жизни";

– профильные предметы имеют "достаточно чёткую профессиональную направленность"; кроме них, в учебный план включены элективные курсы, "раскрывающие конкретное направление профессиональной деятельности";

– установлена связь трудовой подготовки школьников с профилем их обучения;

– осуществляется кооперация старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования;

– ведущим результатом профильного обучения выступает сформированность образа профессии как критерий профессионализации учащихся, его готовности к выполнению определённых социальных функций, при этом "профильное обучение должно не просто формировать качественные профессионально-ориентированные знания и умения, но и обеспечивать учащимся реальную связь образа профессиональной деятельности с параметрами общественной и личной значимости".

Значение данной работы в том, что здесь впервые выстроена чёткая трёхуровневая иерархия целеполагания профильного обучения: обеспечение условий для социализации учащегося в динамичных условиях современной жизни; профессиональная ориентация и трудовое воспитание учащихся с учётом особенностей современного труда и прежде всего его интеллектуализации; собственно учебные задачи, включающие общеобразовательную, профильную и предпрофессиональную подготовку.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезная информация:

Реализация принципа наглядности
Реализуется принцип наглядности посредством следующих правил: предметы в натуре запоминаются быстрее и легче, чем их словесные образы; дети мыслят формами, звуками, красками, ощущениями, поэтому учите наглядно, через конкретные образцы, которые они могут непосредственно воспринимать; помните золото ...

Самостоятельная работа как часть учебной работы студентов
Самостоятельная работа студентов (СРС) – это активные формы индивидуальной и коллективной деятельности, направленные на закрепление пройденного материала, формирование умений и навыков быстро решать поставленные задачи. СРС предполагает не пассивное «поглощение» готовой информации, а ее поиск и тво ...

Основные этапы и виды деятельности организационного и основного периодов работы
1 этап – организационный. Ведущие направления деятельности участников: адаптация; демонстрация имеющегося опыта; согласование желаемого с реальными условиями; осуществление выбора; общение. Задачи: Знакомство участников с возможностями ЛОЛ «Радуга». Формирование малых групп, клубов, творческих груп ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru