Психофизиологические особенности умственной деятельности

Страница 1

Основные виды трудовой деятельности человека — умственный и физический труд. В современном обществе существует тенденция к росту числа людей, занимающихся умственной работой. Следует, однако, подчеркнуть, что разделение труда на умственный и физический в определенной степени формально. При многих видах работ, относимых к категории физических, в действительности требуется значительная умственная активность. Так, согласно исследованиям Г. Лемана, при работе на строгальном станке умственная деятельность, характеризующаяся концентрацией внимания, равна 15%, при мытье полов—9, при работе на токарном станке — 52, при управлении машиной в черте города—59, при печатании на машинке—73%. Лишь при чтении и актах абстрактного мышления объем умственной деятельности приравнивается к 100%.

При умственном труде основная нагрузка падает на центральную нервную систему, высшим отделом которой является головной мозг. Мыслительные процессы осуществляет кора больших полушарий головного мозга, состоящая из 14—15 млрд. высокодифференцированных нервных клеток—нейронов с синапсами. В глубине головного мозга расположены образования из нервных клеток, обеспечивающие деятельность вегетативной нервной системы (регуляция кровообращения, дыхания, обмена веществ и т. д.) и оптимальный тонус мозга. Кора больших полушарий имеет двусторонние связи с подкорковыми образованиями, а через них и частично непосредственно с другими органами и системами организма.

При умственной деятельности во всей сложности и многообразии проявляются интегративная, аналитико-синтетическая и замыкательная функции головного мозга. Известно, что тренировка органа ведет к совершенствованию его морфологии и функции. Это в полной мере относится и к мозгу. Постоянная деятельность нейронов коры больших полушарий увеличивает число синаптических связей. В итоге улучшаются память, мышление, внимание. Интенсивно работающие клетки мозга значительно меньше атрофируются к старости.

Отличие умственного труда от физического заключается прежде всего в том, что первый дает продукцию в виде образов, представлений и других отвлеченных понятий. Кроме того, при значительном напряжении центральной нервной системы умственная деятельность протекает в условиях ограниченной двигательной активности, что отрицательно влияет на состояние здоровья.

Ведущим фактором утомления при умственной работе является суммация нервного возбуждения. Увеличение числа ошибок, замедление и ухудшение восприятия информации— внешние проявления утомления центральной нервной системы. Физиологически это объясняется возникновением в коре больших полушарий очагов повышенной активности, переходящих границу оптимума суммации следов возбуждения. При этом происходит истощение энергии нейронов. Недаром еще И. П. Павлов подчеркивал, что у корковой клетки "есть предел работоспособности, за которым, предупреждая чрезмерное функциональное израсходование ее, выступает торможение".

Умственная деятельность проявляется в таких психических процессах, как внимание, память, мышление и т, д. Поэтому изучение их динамики наиболее объективно характеризует психофизиологическую сущность умственной работы.

В ходе напряженного умственного труда память в течение рабочего дня заметно ухудшается. А. П. Нечаев еще в начале XX в. изучал процесс запоминания. Испытуемым многократно предлагалось запомнить и записать ряд из 12 двузначных чисел. Параллельно нарастанию умственного утомления уменьшалось количество правильно воспроизведенных знаков.

В опытах по заучиванию иностранных слов в течение первых двух часов усваивалось 25—27 слов. Уже на третьем часу работы число заученных слов равнялось 15, а на четвертом— всего 9, несмотря на видимые волевые усилия испытуемых. Разрушение уже сформированных временных связей при утомлении отмечал в своих опытах по изучению краткосрочной и долгосрочной памяти И. А. Кулак .

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Методика исследования ручной моторики у дошкольников
Выявление синкинезий. Используются пробы Заззо. Обе кисти ребёнка помещают, на чистый лист бумаги и обводят карандашом. Затем экспериментатор поочерёдно прикасается к каждому пальцу ребёнка, кроме четвёртого (движения четвёртого пальца и у здоровых детей сопровождается синкинезиями), и говорит: «По ...

Психологические особенности усвоения дробей
Однако, несмотря на то, что трудности, возникающие перед учащимися при изучении дробей, общеизвестны, в психологической литературе вопрос об усвоении этого раздела арифметики до сих пор не получил достаточного освещения. Трудности усвоения школьниками операций с дробями объясняются, например, тем, ...

Формирование общей способности к учению у детей с ЗПР
Принципиальный путь помощи детям с ЗПР при формировании общей способности к учению - это помощь в овладении собственной интеллектуальной деятельностью, основными её структурными компонентами (мотивационно-ориентировочным, операциональным, регуляционным). В основе овладения любым структурным компоне ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru