Психофизиологические особенности умственной деятельности

Страница 1

Основные виды трудовой деятельности человека — умственный и физический труд. В современном обществе существует тенденция к росту числа людей, занимающихся умственной работой. Следует, однако, подчеркнуть, что разделение труда на умственный и физический в определенной степени формально. При многих видах работ, относимых к категории физических, в действительности требуется значительная умственная активность. Так, согласно исследованиям Г. Лемана, при работе на строгальном станке умственная деятельность, характеризующаяся концентрацией внимания, равна 15%, при мытье полов—9, при работе на токарном станке — 52, при управлении машиной в черте города—59, при печатании на машинке—73%. Лишь при чтении и актах абстрактного мышления объем умственной деятельности приравнивается к 100%.

При умственном труде основная нагрузка падает на центральную нервную систему, высшим отделом которой является головной мозг. Мыслительные процессы осуществляет кора больших полушарий головного мозга, состоящая из 14—15 млрд. высокодифференцированных нервных клеток—нейронов с синапсами. В глубине головного мозга расположены образования из нервных клеток, обеспечивающие деятельность вегетативной нервной системы (регуляция кровообращения, дыхания, обмена веществ и т. д.) и оптимальный тонус мозга. Кора больших полушарий имеет двусторонние связи с подкорковыми образованиями, а через них и частично непосредственно с другими органами и системами организма.

При умственной деятельности во всей сложности и многообразии проявляются интегративная, аналитико-синтетическая и замыкательная функции головного мозга. Известно, что тренировка органа ведет к совершенствованию его морфологии и функции. Это в полной мере относится и к мозгу. Постоянная деятельность нейронов коры больших полушарий увеличивает число синаптических связей. В итоге улучшаются память, мышление, внимание. Интенсивно работающие клетки мозга значительно меньше атрофируются к старости.

Отличие умственного труда от физического заключается прежде всего в том, что первый дает продукцию в виде образов, представлений и других отвлеченных понятий. Кроме того, при значительном напряжении центральной нервной системы умственная деятельность протекает в условиях ограниченной двигательной активности, что отрицательно влияет на состояние здоровья.

Ведущим фактором утомления при умственной работе является суммация нервного возбуждения. Увеличение числа ошибок, замедление и ухудшение восприятия информации— внешние проявления утомления центральной нервной системы. Физиологически это объясняется возникновением в коре больших полушарий очагов повышенной активности, переходящих границу оптимума суммации следов возбуждения. При этом происходит истощение энергии нейронов. Недаром еще И. П. Павлов подчеркивал, что у корковой клетки "есть предел работоспособности, за которым, предупреждая чрезмерное функциональное израсходование ее, выступает торможение".

Умственная деятельность проявляется в таких психических процессах, как внимание, память, мышление и т, д. Поэтому изучение их динамики наиболее объективно характеризует психофизиологическую сущность умственной работы.

В ходе напряженного умственного труда память в течение рабочего дня заметно ухудшается. А. П. Нечаев еще в начале XX в. изучал процесс запоминания. Испытуемым многократно предлагалось запомнить и записать ряд из 12 двузначных чисел. Параллельно нарастанию умственного утомления уменьшалось количество правильно воспроизведенных знаков.

В опытах по заучиванию иностранных слов в течение первых двух часов усваивалось 25—27 слов. Уже на третьем часу работы число заученных слов равнялось 15, а на четвертом— всего 9, несмотря на видимые волевые усилия испытуемых. Разрушение уже сформированных временных связей при утомлении отмечал в своих опытах по изучению краткосрочной и долгосрочной памяти И. А. Кулак .

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Сочинение как высшая форма проявления творческого воображения у младших школьников
Особое место в системе развития творческого воображения школьника занимает сочинение. Именно сочинение - высшая форма проявления творческого воображения ребенка. Сочинения в школе занимают особое место: им в известной системе подчинены другие речевые упражнения. Сочинение придает смысл всем урокам ...

Педагогическое наследие Абу Наср Аль-Фараби, Ходже Ахмед Яссави
Одним из великих мыслителей, философов Средневековья является Абу Наср аль Фараби (870-950 гг.) Развивая учения Платона и Аристотеля о целях и средствах достижения истинного человеческого счастья, Абу Наср аль-Фараби в своих научно-педагогических трудах отводил значительное место вопросам воспитани ...

Письменная речь в онтогенезе
Письменная речь – вид умственной деятельности. Письменная речь – одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка. Для различных форм языковой деятельности первичной может быть как устная, так и письме ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru