Исследуя умственную работоспособность школьников, установлено, что качество написанного к концу занятий диктанта ухудшается на 33%.
Во многих работах изучалась функция внимания путем измерения времени ответа испытуемых на предъявляемый им световой или звуковой сигнал. Так, А. А. Гужаловский и другие отмечали у школьников после уроков увеличение времени простой двигательной реакции на действие раздражителя. И. М. Трахтенберг и С. М. Рашман подчеркивают, что скорость двигательной реакции у студентов во время экзаменационной сессии ниже, чем на протяжении всего семестра.
Для выявления умственной работоспособности широко используются корректурные таблицы Анфимова. С их помощью на большом количестве исследований показано, что при длительной интеллектуальной деятельности снижается умственная работоспособность, падает устойчивость внимания.
Многие исследователи показали, что при умственном утомлении понижается сила и подвижность нервных процессов, нарушаются взаимоотношения между подкорковыми образованиями головного мозга и корой больших полушарий.
При каждом виде умственного труда нагрузка падает на соответствующий анализатор. Так, у школьников, студентов, научных работников к концу учебного или рабочего дня отмечается ухудшение зрения. У лиц, деятельность которых связана с напряжением слуха, при восприятии быстро следующих друг за другом сигналов вследствие функционального изменения слухового анализатора появляются ошибки.
Утомление при умственной работе субъективно проявляется в головной боли, вялости, некотором нарушении координации движений, ухудшении запоминания. При напряженном умственном труде внимание человека сосредоточивается на узком круге явлений. Возбудительный процесс концентрируется в относительно небольшом числе клеток коры больших полушарий. Активная нагрузка на эти клетки приводит к их функциональному истощению, проявляющемуся в соответствующей реакции организма
Умственный труд влияет и на вегетативные функции организма. В известном опыте итальянского физиолога А. Моссо человек ложился на специальные весы. Верхнюю и нижнюю половины тела его уравновешивали. При решении в уме арифметических задач верхняя часть туловища перевешивала, что свидетельствовало об усилении кровенаполнения мозга. Подобный вывод подтверждают исследования, проведенные в современный период. Изучение мозгового кровообращения с помощью меченых атомов показало, что при решении математических задач или участии в семинаре по философии повышалось снабжение кровью отдельных областей мозга. Причем увеличение кровотока происходило довольно быстро—за 3—6 сек.
Кроме того, вследствие профессиональной сидячей позы происходит перераспределение крови в организме. Она скапливается в сосудах, расположенных ниже сердца. Уменьшается объем циркулирующей крови. При длительной позе сидя сокращается экскурсия грудной клетки (разница в объеме между вдохом и выдохом), снижается объем вдыхаемого воздуха, легкие оказываются сдавленными. Все это приводит к ухудшению общего кровообращения и снижению умственной работоспособности.
Умственный труд обычно сопровождается напряженной деятельностью малых мышечных групп — предплечья, кисти, речевого аппарата. Такая работа вызывает прессорные сосудистые реакции, повышает периферическое сопротивление сосудов, что также способствует ухудшению кровообращения.
В большинстве исследований подчеркивается, что в начале умственной деятельности происходит незначительное учащение пульса, а в последующем — его урежение. Кроме того, отмечается некоторое повышение потребления кислорода, увеличение вязкости крови и количества сахара в ней.
Более глубокое воздействие на организм оказывает умственный труд в сочетании с нервно-эмоциональным напряжением" Фактически каждое мгновение жизни человека имеет определенную эмоциональную окраску. Эмоции особенно стимулируют познавательную и творческую деятельность человека. Эмоции, подразделяясь на положительные и отрицательные, усиливают или снижают умственную работоспособность. Во втором случае отмечаются рассеянность внимания, снижение качества мышления, ряд функциональных расстройств.
Полезная информация:
Понятие дифференцированного подхода в воспитании и обучении
Дифференцированный подход в воспитании и обучении, один из способов решения педагогических задач с учётом социально-психологических особенностей групп воспитания, которые существуют в сообществе детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальны ...
Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста в процессе решения
задач
Дошкольный возраст – период интенсивного развития личности ребенка, формирование первоначальных знаний и умений, период становление различных видов деятельности и развития посредствам их ребенка как субъекта деятельности. Именно в этот период дети наиболее интенсивно познают окружающий мир; заклады ...
Влияние оценки на эмоциональное состояние младших
школьников
Нелишне заметить, что вопрос отметок-оценок имеет весьма существенное значение для детей. Ими они «отчитываются» перед родителями, с их помощью соревнуются друг с другом и нередко на основании того, как выставляют отметки педагоги, выносят свое суждение и об учебном предмете, и о конкретном учителе ...