Психофизиологические особенности умственной деятельности

Страница 3

Наличие эмоционального компонента во время умственной работы обусловливает значительные физиологические сдвиги в организме: повышается тонус коры больших полушарий, усиливается кровообращение, активизируется деятельность эндокринных желез, особенно гипофиз-адреналовой системы. Так, при синхронном переводе частота пульса у переводчика доходит до 160 уд/мин. У студентов во время экзаменов происходят изменения электрокардиограммы, свидетельствующие о временном ухудшении работы сердца, появляются экстрасистолы (внеочередное сокращение сердца) с помощью биотелеметрической записи работы сердца изучал эмоциональные реакции у научных сотрудников, сдававших кандидатский минимум. У всех экзаменующихся возникали изменения сердечной деятельности. Частота сердечных сокращений превышала 100 уд/мин, достигая в ряде случаев 150—160 уд/мин.

Еще более выражен эмоциональный стресс во время защиты диссертации. В самые напряженные моменты у диссертанта и его научного руководителя пульс достигает 170 уд/мин, т.е. сердце работает близко к пределу своих физиологических возможностей.

Влияние эмоций на организм при умственном труде зависит от заинтересованности человека в выполнении работы (любопытство, желание показать свои способности, боязнь утратить престиж, необходимость, увлеченность и т.д.), от трудности решения интеллектуальных задач, дефицита времени, состояния здоровья и типа высшей нервной деятельности человека, а также от предшествующего опыта. Вместе с тем, изменения в деятельности сердечнососудистой системы, наступающие во время напряженной умственной работы, быстрее нормализуются при достаточной двигательной активности человека и более стойко сохраняются при гипокинезии. Кроме того, малая двигательная активность, длительная сидячая поза человека умственного труда не обеспечивают необходимого уровня обмена веществ и окислительных процессов. Миллиарды капилляров бездействуют, возникает застой крови в нижних отделах легких, полости живота и нижних конечностях. Ухудшается работа кишечника, появляются запоры, застойные явления в области малого таза, что может способствовать возникновению геморроя. Слабость мышц живота, характерная для людей умственного труда, приводит к выпячиванию его вперед. Опущение передней стенки брюшной полости влечет за собой опущение всех внутренних органов. Это мешает их нормальной работе, объясняет появление тянущих болей в подложечной области, чувство тяжести в животе, изжогу. Продолжительная умственная работа без соблюдения должного режима труда и отдыха приводит к возникновению различных заболеваний нервной и сердечно-сосудистой систем, нарушениям жирового и углеводного обмена, невралгическим заболеваниям и т. д. По данным медицинской статистики, атеросклероз у людей умственного труда встречается в 11 раз чаще, чем у людей физического труда. Инфаркт миокарда у служащих бывает в 2—3 раза чаще, чем у рабочих. У людей, занимающихся умственной деятельностью, физическое развитие ниже, чем у занятых физической работой. Например, спирометрия у мужчин—представителей умственного труда составляла 4143 см3, у представителей физического труда—4878. При одинаковом росте вес у работников интеллектуального труда выше, что в медицине рассматривается как неблагоприятный фактор, способствующий развитию сердечнососудистых заболеваний.

Страницы: 1 2 3 

Полезная информация:

Основные качества современных педагогических технологий
Структура педагогической технологии. Из приведенных выше определений следует, что технология в максимальной степени связана с учебным процессом – деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами. Поэтому в структуру педагогической технологии входят: а) концептуальная о ...

Самоактуализация как механизм и процесс развития личности
Маслоу хорошо понимал статичность изложенных выше определений самоактуализации как высшего уровня личностного развития и высшего мотива. Поскольку объектами исследования Маслоу были преимущественно люди немолодого возраста, неудивительно, что самоактуализация представала в итоге как некое конечное ...

Роль воспитателя в руководстве дидактическими играми
Раннее детство от 1 года до 3 лел – это период энергичного освоения детьми различных общественно – выработанных действий. Занятия с дидактическими играми по развитию предметной деятельности решают следующие задачи: - сенсорное развитие (различие формы, величины предмета, их окраска, пространственно ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru