Теоретические исследования по проблематике профильного обучения

Образование и воспитание » Профильное обучение в Российской Федерации » Теоретические исследования по проблематике профильного обучения

Страница 5

На протяжении рассматриваемого этапа (2000-2004 гг.) в условиях отсутствия единой концептуальной идеи профильного обучения, отвечающей современным требованиям, учёными был предложен ряд моделей организации профильного обучения, соединявших в себе признаки дидактического и организационно-педагогического подходов. Отдельные компоненты данных моделей стали своего рода прообразами некоторых значимых положений "Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования". Среди этих моделей следует выделить:

– предложенную А.А. Чернышевым трёхкомпонентную модель содержания профильного обучения: 75% – базовый компонент (автор называет его "академическим образованием"), цель которого – обеспечение формирования общей грамотности обучающихся, их социализации; 15% – инвариантный компонент, имеющий своей целью обеспечение преемственности образовательных программ и программ профессионального образования; 10% – вариативный компонент, цель которого – формирование профессиональной направленности обучающегося;

– разработанную В.А. Прат модель организации и деятельности профильных классов, включающую себя: создание благоприятных условий для успешного обучения и развития учащихся с учётом их интересов и способностей; выявление признаков объектов, на которые опирается ученик при их изучении, и выяснение устойчивости этих признаков при работе с учебным материалом в разных формах его представления; структурирование содержания, средств и методов, позволяющих ученику проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме; создание специальных программ по предмету для данного профиля; использование на начальном этапе дифференциации обучения достаточно гибких её форм, а в дальнейшем – сочетание профильности и универсальности образования, позволяющих учителю учесть смену учебных интересов школьника;

– разработанную Т.И. Романовской технологию формирования контингента старших профильных классов с низким уровнем обученности, включающую в себя: социально-экономический анализ потребностей региона, потребностей и возможностей системы образования; организацию допрофильной подготовки учащихся девятых классов и исследование их профессиональных намерений; определение номенклатуры старших профильных классов; критериально-ориентированное тестирование и нормированное тестирование учащихся по профильным учебным дисциплинам; психологическое тестирование; экспертную оценку общих, специальных способностей, уровня мотивации и обученности; интегральную оценку таких параметров, как "обученность", "способности", "мотивация", "Я-концепция".

Таким образом, на протяжении 2000-2004 гг. получили научное осмысление следующие идеи, которые были затем использованы при подготовке "Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования":

– идея о принципиальном различии понятий "углублённое обучение" и "профильное обучение" в целевом, концептуальном, содержательном и организационно-технологическом аспектах (практическая сторона данного различия будет нами подробно рассмотрена в п. 1.3.);

– представления об ориентации профильного обучения на внешний эффект (относительно собственных задач обучения на старшей ступени общего образования) и о направленности профильного обучения на подготовку к эффективной деятельности человека в профессиональной сфере, начиная от поступления в учреждение профессионального образования и заканчивая успешным выстраиванием собственной профессиональной карьеры, – эти представления могут быть обозначены как идея социально открытой старшей ступени общего образования;

– идея предпрофильной подготовки учащихся; при этом суть такой подготовки стала пониматься как целенаправленная комплексная подготовка учащегося к выбору профиля на старшей ступени общего образования.

В то же время обзор исследований данного этапа позволяет выделить ряд "белых пятен", важнейшие из которых оказались совершенно не охвачены вниманием учёных. Это, во-первых, опыт организации профильного обучения за рубежом и, во-вторых, возможности использования межшкольного сетевого сотрудничества как организационной формы профильного обучения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезная информация:

Назначение и особенности строевых упражнений
Строение упражнения представляют собой совместные или одиночные действия занимающихся в том или ином строю. С помощью строевых упражнений успешно решаются задачи воспитания коллективных действий, чувства ритма и темпа, дисциплины и организованности. Особое значение строевых упражнений состоит в фор ...

Сущность символизации
Сообщение детям новых знаний, формирование более сложных умений позволяют педагогу подчеркивать значение занятий для развития познавательных интересов. Каждый вид занятий определенным образом влияет на развитие личности ребенка. Одним из наиболее перспективных методов реализации умственного воспита ...

Становление и развитие педагога
Первый уровень предполагает овладение профессиональными знаниями в течение двух лет и дает право каждому студенту, успешно отучившемуся в первые два года, перейти на следующий уровень. Второй уровень также рассчитан на два года обучения и предусматривает профессиональную подготовку по одному из пре ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru