Теоретические исследования по проблематике профильного обучения

Образование и воспитание » Профильное обучение в Российской Федерации » Теоретические исследования по проблематике профильного обучения

Страница 4

Таким образом, на протяжении рассматриваемого короткого этапа (2000/2004 гг.) происходит чрезвычайно важный процесс: помимо традиционного дидактического подхода к разработке проблем профильного обучения начинает формироваться принципиально новый, не характерный для отечественной послевоенной педагогики организационно-педагогический подход. Их сопоставление приведено в таблице 1.

Таблица 1 Ведущие научные подходы к изучению проблематики профильного обучения (ПО) в 2000-х гг. и их основные признаки

Признаки

Дидактический подход

Организационно-педагогический подход

Значение ПО

Повышение качества образования

Повышение качества, доступности и эффективности образования

Масштаб эффектов ПО

Внутрисистемные эффекты (относительно системы образования)

Общесоциальные эффекты

Основные объекты изучения

Содержание образования в условиях ПО; методика преподавания

Организационно-педагогические условия введения ПО; технология организации ПО

Масштаб среды ПО

Школа; реже комплекс "школа – вуз"

Образовательная сеть; образовательная среда

Формы реализации ПО

Профильно-дифференцированные классы в условиях классно-урочной системы

Индивидуальный учебный план; индивидуальная образовательная траектория; дистантное обучение

Пример типичной исследовательской гипотезы

"Если содержательно-деятельностный аспект профильных предметов спроектировать на основе профильной компетентности в соответствии с целями и задачами модернизации образования III ступени и подобрать адекватные этому способы организации деятельности, то можно ожидать повышения у учащихся уровня личностно-смыслового отношения к профильным предметам, владения школьниками метазнаниями, сформированности способов познания и оценочной деятельности, что положительно скажется на самоопределении личности старшеклассника"

"Профильное обучение обеспечит учащимся эффективное самоопределение, необходимую социальную защиту на основе личностно-ориентированного учебного процесса, если: будет разработана модель профильного обучения, раскрывающая соотношение теоретического и практического обучения, базовой, инвариантной и вариативной составляющих учебного плана; будет разработано содержание учебного материала, учитывающее специфику профильного обучения; будут выявлены связи общеобразовательной школы и профессиональных учебных заведений различного уровня, способствующие повышению эффективности разработки учебного плана и его методического обеспечения"

Становление нового (организационно-педагогического) подхода осложнялось отсутствием прецедентов практики, когда принципиальное видение моделей профильного обучения существенно опережало наличие условий для их экспериментальной апробации. Это хорошо заметно на примере работы, выполненной А.А. Чернышевым, как характерный пример организационно-педагогического подхода к изучению проблематики профильного обучения. Так, исследователь говорит о необходимости связи общеобразовательной школы и профессиональных учебных заведений различного уровня, а затем обозначает в качестве требования к педагогу профильного обучения "владение формами и методами вузовского преподавания" (курсив мой. – Авт. дис.); говорит о необходимости иной (относительно второй ступени) организации учебной деятельности учащихся в системе профильного обучения, и в то же время, будучи ограничен рамками профильного класса, не распространяет этот вывод на необходимость иной организации учебного процесса. Однако, несмотря на подобную двойственность, заметно стремление исследователей существенно расширить традиционные рамки рассмотрения феномена "профильное обучение", что в конечном счёте, стало ведущим фактором, определившим появление в 2002 г. "Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования" именно как концепции организационно-педагогической.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезная информация:

Развитие грамматического строя речи в онтогенезе
Развитие грамматического строя в онтогенезе описано в работах многих авторов: А. Н. Гвоздева, Т. Н. Ушаковой, А. М. Шахнаровича, Д. Б. Эльконина и др. Архипова Е. Ф. говорит о том, что формирование грамматического строя речи осуществляется лишь на основе определенного уровня когнитивного развития р ...

Виды и формы дизартрии
Бульбарная дизартрия Чем ближе очаговое поражение располагается к стволу мозга, тем вялый паралич становится более распространенным, а дизартрия – менее избирательной. В случае поражения самого вещества продолговатого мозга развиваются наиболее тяжелые формы бульбарной дизартрии с невнятной, " ...

Индивидуальный учебный план
Проблему индивидуализации образовательного процесса нельзя отнести к числу традиционных и хорошо разработанных в отечественной педагогической науке. Анализ источников показывает, что феномен индивидуализации обучения может рассматриваться на двух различных уровнях: личностном (как особое требование ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru