На его прикроватной тумбочке стоит приёмник, который настроен на Радиоволну Москвы. Каждый час он слушает сообщения Информбюро и дрожащей рукой на карте красными флажками отмечает движение русских войск. Это единственное, что теперь связывает его с Родиной. Там, в России, второй год идёт Великая Отечественная война.
Вдруг через помехи радиоволн он услышал голос диктора: «Внимание! Говорит Москва! Начинаем трансляцию из Колонного Дома Союзов праздничного концерта, посвящённого 70-летию великого русского композитора…» (Звучит запись Концерта № 2 для фортепиано с оркестром С. В. Рахманинова).
По лицу умирающего человека потекли слёзы. Там, в далёкой России, его помнят, его музыку знают и любят!
Двадцать шесть лет назад, в 1917 году, ему пришлось покинуть свою страну, но он, ни на минуту не забывал свою Родину, её народ, русскую песенность, русскую природу.
-Ребята, о каком композиторе идёт речь?
Конечно, это С. В. Рахманинов.
(Портрет композитора).
-С какими произведениями этого композитора мы уже знакомились на уроках музыки?
(«Вокализ», Третий Концерт для фортепиано с оркестром).
-Сегодня мы поговорим о Втором Концерте для фортепиано с оркестром, ставшим музыкальным шедевром мирового искусства. Это произведение называют гениальной поэмой о Родине!
Это произведение было написано в 1901 году и посвящено врачу Н. В. Далю. В период тяжёлого душевного кризиса, связанного с провалом Первой Симфонии, Даль вернул молодому человеку душевные силы, веру в талант. Посвящение стало благодарностью за помощь, доброе слово в критический момент жизни.
-Ребята, что такое концерт, как жанр музыки?
Да, это соревнование или разговор одного инструмента с оркестром.
Ребята, давайте с вами условимся: партия фортепиано – голос человека, голос самого композитора. Это может быть исповедь автора, его мысли и чувства, его любовь к своей Родине. Партия оркестра – окружающий мир, общество.
Откройте тетради. Запишите тему урока.
Разделите страничку на две части:
фортепиано |
оркестр |
человек |
окружающий мир, общество |
-Слушая фрагмент 1 части Второго Концерта дайте эмоциональную характеристику Человека и Мира.
Запись концерта, которую вы услышите, уникальна! Она сделана самим Рахманиновым, в котором талант композитора сочетался с великим талантом исполнителя – пианиста.
(Слушание фрагмента 1 части).
-Ребята, пожалуйста, поделитесь своими впечатлениями. (Ответы учащихся записываю на доске).
Теперь давайте, сравним наши характеристики. Они похожи? Они близки по значению?
Да, они почти одинаковы.
-Ребята, есть ли точки образного единения фортепиано и оркестра?
-Конечно, есть. Это любование, созерцание русской природой, умиротворённость, торжественная величавость.
-Есть ли в музыке противоречие, борьба между образами?
-Какие у них взаимоотношения?
(Человек и окружающий мир тесно связаны между собой).
Человек впитывает всё, что происходит вокруг него в обществе и в природе, и сам влияет на эти события.
Поэтому тема жизни Рахманинова слилась воедино с темой России.
Современник Рахманинова, Александр Блок (1880-1921), сказал об этом так: «В поэтическом ощущении мира нет разрыва между личным и общим; чем более чуток поэт, тем неразрывнее ощущает он своё и не своё. И всё уже не моё, а наше. И с миром утвердилась связь».
-Ребята, как можно охарактеризовать главную тему 1 части?
(Звучит главная тема).
-К какой сфере музыки она относится – она танцевальная, маршевая или песенная?
Полезная информация:
Сенсорное развитие—чувственная основа умственного и математического
развития детей
В основе познания маленькими детьми качественных и количественных признаков предметов и явлений лежат сенсорные процессы. Малыш познает качества и свойства предмета в практической деятельности: движениями глаз как бы прослеживает его форму, размер; руками ощупывает, обследует форму, материал. Такие ...
Введение
новых учебных программ, планов, методов
В 1923-1925 годах были составлены под руководством научно-педагогической секции Государственного ученого совета (ГУСа) новые программы, получившие название «Программы ГУСа». Это были не предметные, а комплексные программы. Борясь с имевшимся в старой школе отрывом теории от практики, авторы програм ...
История становления классного руководства
После 1917 года начинается строительство новой советской школы. Ее доминирующей задачей стало политическое воспитание учащихся на основе коммунистической идеологии. Однако далеко не все учителя желали и умели воспитывать детей в духе требований новой власти. В первичных коллективах воспитательной р ...