Наконец, завершает «сочинение» утверждение порядка тем в логике, присущей данному композитору. Логическое окончание работы – слушание произведения и открытие себя нового («Я тоже могу!»).
Как видим, основной акцент учитель должен сделать в работе с понятиями «жанр», «форма», «содержание и форма», «соотношение тем в части», «соотношение частей в произведении» и т.п. Искусство Рахманинова - исполнителя - это подлинное творчество. Он неизбежно вносил нечто новое, свое, рахманиновское в музыку других авторов. Мелодичность, мощь и полнота «пения» - вот первые впечатления от его пианизма. Надо всем царит мелодия. Нас поражает не память его, не его пальцы, не пропускающие ни одной детали целого, а то целое, те вдохновенные образы, которые он восстанавливает перед нами. Его гигантская техника, его виртуозность служат лишь уточнением этих образов.
В любом случае, постижение музыкальных произведений крупной формы в опоре на воображение, фантазию, интуицию ребенка через решение задач, стоящих как перед композитором (до сочинения), так и перед исполнителем (до воспроизведения) позволяет активно-творчески решать задачу музыкального воспроизведения, а процесс «сотворчества» учеников и учителя снижает многие проблемы общения.
Применение методов, описанных выше, выводит учащихся на качественно новый уровень музыкального развития. Однако не следует использовать на уроках лишь одну из перечисленных групп методов, будь то развитие мышления или активизация внимания. Грамотно и своевременно примененный метод всегда несет только пользу и учащимся, и учителю, и всему педагогическому процессу в целом.
С. В. Рахманинов - обладатель замечательного композиторского таланта и мощного дарования художника - исполнителя: пианиста и дирижера.
Творческий облик Рахманинова многогранен. Его музыка несет в себе богатое жизненное содержание. Встречаются в ней образы глубокого душевного покоя, озаренные светлым и ласковым чувством, полные нежного и кристально чистого лиризма. И вместе с тем ряд произведений Рахманинова насыщен острым драматизмом; здесь слышится глухая мучительная тоска, чувствуется неотвратимость трагических и грозных событий.
Педагогический эксперимент
Цели урока:
- на примере музыки Концерта №2 для фортепиано с оркестром С. В. Рахманинова показать неразделимую связь музыки с жизнью: жизнь рождает музыку, и музыка воздействует на жизнь;
- показать, как великий русский композитор в своей музыке сумел воплотить свою любовь к Родине, свою неразрывную связь с темой России.
Задачи:
- пробуждать эмоциональный интерес к музыке;
- развивать умение анализировать произведение;
- развивать вокально-хоровые навыки;
- воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине;
- воспитывать интерес к отечественной музыке.
Материальное обеспечение:
* Музыкальный центр;
* Запись Концерта № 2 для фортепиано с оркестром С. В. Рахманинова;
* Репродукции картин русских художников: Левитан «Над вечным покоем», Айвазовский «Девятый вал», Левитан «Хмурый день», Айвазовский «Черное море», Левитан «Весна. Большая вода»;
* Фортепиано;
* Портрет С. В. Рахманинова.
Ход урока:
Приветствие.
- Ребята! Пусть песня «О России» будет музыкальным эпиграфом нашего урока. (Исполнение учащимися 1 куплета песни Я. Дубравина «О России»).
-Ребята, а теперь давайте мысленно перенесёмся с вами в прошлое, на 65 лет назад. 1943 год… Беверли-Хилз, штат Калифорния, США. Прекрасная вилла, на втором этаже которой лежит умирающий человек.
Сегодня у него день рождения. Раньше в этот день его дом был наполнен друзьями, весельем, музыкой. А сегодня почти все о нём забыли. Только старый друг (директор фирмы по производству роялей) Ф. Стейнвей прислал ему в подарок роскошный белый рояль. Он сейчас на первом этаже дома, в гостиной, и старик понимает, что уже никогда не дотронется до его белоснежных клавиш.
Полезная информация:
Теоретические основы, задачи, организация и ведущие направления
логопедической работы по коррекции нарушений лексики у детей с билингвизмом
На основании полученных данных логопедического обследования основное внимание при планировании этапов коррекционной работы нами было отведено формированию лексического строя речи, были подобраны и систематизированы дидактические игры, которые могут быть использованы в логопедической работе с детьми ...
Методики развития исследовательских умений у младших
школьников
Развитие исследовательских умений младших школьников осуществляется в 4 этапа, что соответствует 4 годам обучения в начальной школе. 1 этап - соответствует 1 классу. А.И.Савенков считает, что развитие исследовательских умений необходимо начинать с тренинга, который является пропедевтикой к проведен ...
Организация рабочего места
Прежде чем браться за изготовление модели, необходимо подготовить рабочее место и нужный инструмент. Существует великое множество разновидностей рабочих столов, предназначенных и для кружков и для работы в домашних условиях, но требование ко всем одно — они должны быть удобными для работы. Независи ...