Обзор программ по проблеме

Страница 2

1) способность в незнакомой музыке узнавать знакомого автора;

2) способность сочинять темы в стиле известного автора.

В процессе подхода к изучению музыкальных произведений крупной формы школьники глубже вслушиваются в музыку, внимательнее относятся к музыкальной материи. Их рассуждения о музыке приобретают аргументированность и доказательность, а «слова-решения» помогают удерживать и восстанавливать в памяти тематизм многих крупных произведений. Особенности рахманиновского творчества коренятся в сложности и напряженности русской общественной жизни, в огромных потрясениях, которые пережила страна за последние 20 лет перед Октябрьской революцией. Определяющими для мироощущения композитора стали: с одной стороны, - страстная жажда духовного обновления, упования на грядущие перемены, радостное предчувствие их (что было связано с могучим подъемом всех демократических сил общества в канун в годы первой русской революции), а с другой стороны, - предчувствие приближающейся грозной стихии, стихии пролетарской революции, по своей сущности и историческому смыслу непонятной для большинства русской интелегенции того времени. Именно в период между 1905 и 1917 годами в произведениях Рахманинова стали учащаться настроения трагической обреченности.

«Метод создания шедевров» также разработан М. Красильниковой в рамках программы «К вершинам искусства». Он направлен на постижение учащимися логики музыкальных композиций и возможность «сочинения» музыкальных произведений крупной формы, исходя из этой логики. Метод требует достаточно кропотливой работы, как в рамках интонационного развития тем, так и в рамках композиционного, структурно- аналитического постижения музыки. Акцент на композиционной логике произведения приводит к восприятию музыкальных произведений крупной формы как целостных явлений, вводит учащихся в творческую лабораторию композитора, рождая диалог между школьником и великим мастером. Исключительно важное место в творчестве Рахманинова принадлежит образам России, родины, что воспитывает в детях глубокое чувство патриотизма, любви к родине.

Не мало важно рассказать детям о тяжелой судьбе Рахманинова, о его тоске по родине, по русской природе, по белой сирени… Национальный характер музыки проявляется в глубокой связи с народной русской песней, с городским романсом - бытовой культурой конца ХIХ и начала ХХ века. Все эти душевные переживания, душевный кризис композитора с лихвой нашли свое отражение во Втором концерте. Свою роль в снижении творческой активности сыграл и многолетний отрыв композитора от Родины. Реализация принципа единства деятельности композитора-исполнителя-слушателя происходит на качественно более глубоком уровне, по сути, создавая у каждого участника творческого процесса иллюзию активного участия в создании «музыкального шедевра».

«Сирень» - одна из самых драгоценных жемчужин рахманиновской лирики. Музыка этого романса отмечена исключительной естественностью и простотой, замечательным слиянием лирического чувства и образов природы, выраженных посредством тонких музыкально – живописных элементов. Вся музыкальная ткань романса певуча, мелодична, вокальные фразы непринужденно льются одна за другой.

Суть метода – из тем (разобщенных, но взятых из одного музыкального произведения крупной формы или его части) создается «готовое» произведение (часть) согласно логике формы, в которой оно написано, и особенностей авторского воплощения подобной музыки.

Метод состоит из нескольких этапов.

Первый: введение тем, их анализ (жанровость, яркость тематизма, характерность для творчества композитора). Следующий этап – исполнение каждой темы (голосом или на инструменте) и выявление заложенных в ней возможностей развития. Затем следует этап определения порядка появления тем, т.е. поиск формы, в которой все темы могут реализоваться, с учетом логики композиции форм, соотношения частей. Этот этап следует готовить на каждом уроке, при введении любой формы. Начиная с куплетной (в песне) и периода (в инструментальной музыке) дети должны выявлять закономерности соотношения вступления, начала, развития и окончания темы, а также те характерные особенности, которые присущи всем простым и сложным формам.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru