Изучение творчества С.В. Рахманинова в школе

Образование и воспитание » Изучение творчества С.В. Рахманинова в школе

Растущее с каждым годом число методов теоретического исследования художественных произведений представляет серьезную проблему для гуманитарного образования. Дело в том, что привлекаемые нередко формально в учебном процессе и отмеченные чертами специализации теоретические подходы к художественным произведениям утрачивают связь с непосредственным мировосприятием учащихся.

Для художественного образования, однако, важна в первую очередь не теоретическая и не фактическая (количественная), а содержательная (качественная) сторона - тот душевный опыт, который оно дает, и те духовные, творческие способности, которые позволяют человеку претворять противоречивый жизненный опыт в едином мировоззрении, определяя как его самостоятельность, так и внутреннюю потребность в познавательной деятельности. Очевидно, методы педагогической работы, позволяющие не механически, а творчески соотносить и обобщать различные факты, точки зрения, теоретические подходы и сами художественные произведения, должны оказаться в центре внимания преподавателей художественных дисциплин. Без ориентации на эти методы работы, на духовные, а не прикладные, способности и целостный характер их развития представляется невозможным повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в этой области.

Естественно, разнообразие научно-теоретических исследований и точек зрения особенно заметно при обращении к таким художественным явлениям, как творчество С. В. Рахманинова. Конференция, прошедшая в 1993 году в Московской консерватории и посвященная 120-летию со дня рождения композитора, продемонстрировала исключительную широту подходов (мифологических, религиозно-философских, жанрово-стилевых, психолого-биографических и др.) к его поэтике. В свете этих многосторонних исследований произведения С. В. Рахманинова обнаружили черты, кажется, всех возможных музыкальных стилей от барочной полифонии и древнерусской церковно-певческой традиции до неоклассицизма, джаза и сонорики XX века. Вместе с тем, своеобразие поэтики композитора, сочетающей философскую сложность и силу непосредственного художественного воздействия, побудило исследователей искать такие формы раскрытия музыкального содержания, которые позволили бы сблизить «жизненную» и специфическую музыкально-теоретическую его стороны. Иначе говоря, ряд работ, представленных на конференции (В. И. Брянцевой, Е. Вартановой, А. И. Кандинского, А. Кандинского-Рыбникова, Е. В. Назайкинского, Л. Синявской), дал примеры художественно-философской интерпретации произведений С. В. Рахманинова, объединившей на основе архетипических, мифопоэтических, символических образов научные методы анализа и художественные формы обобщения его результатов, то есть раскрывшей «эмоционально-философскую» природу музыки С. В. Рахманинова в единстве аналитических, «прозаических» и художественных, «поэтических» (А. А. Потебня) представлений.

Практическая потребность в методике, на основе которой педагог-музыкант мог бы не только раскрывать музыкальное произведение как культурно-историческое явление, как «систему исторических грамматик» (В. В. Медушевский), но и интерпретировать его, ориентируясь на апперцептивную установку учащихся (в контексте их общего художественного, жизненного и душевного опыта), и определила актуальность проблемы исследования.

Эта проблема определила и цель настоящей работы - разработку теории и методики словесной педагогической интерпретации музыкальных произведений на конкретном материале, каким в исследовании стали произведения С. В. Рахманинова и их художественно-философское отражение в критической литературе.

Объектом исследования стала педагогическая интерпретация музыкальной образности в процессе обучения музыке.

Его предметом явилась словесная (вербальная) интерпретация музыкальных образов как метод педагогической работы (на материале произведений С. В. Рахманинова - симфонических, фортепианных и вокальных).

Гипотеза исследования основывается на следующих положениях:

Педагогическая интерпретация музыкальных произведений, раскрывающая их содержание в контексте общего художественного и жизненного опыта учащихся поэтическими средствами словесного языка, будет способствовать формированию длительного и настойчивого интереса учащихся к этим произведениям, мотивирующего творческую работу по их исполнительскому (техническому) и теоретическому (культурно-историческому) освоению.

Символический образ, наделенный полисемией (художественной целостно-противоречивой многозначностью, охватывающей не только схожие, но и формально противоположные точки зрения), может лечь в основу методики словесной педагогической интерпретации музыкальных произведений.

Символическая интерпретация предполагает многостороннее рассмотрение музыкального образа (выявляющее взаимодействие в нем различных элементов музыкального языка, соотносящее его различные поэтические характеристики и т.д.), а также привлечение общехудожественной, символической аналогии, в той же мере выражающей единство его противоположных, полярных начал («смысловой контраст»).

Такая педагогическая интерпретация музыкальных образов будет способствовать:

а) формированию потребности учащихся в познавательной и творческой деятельности в сфере музыкальной и общей художественной культуры;

б) развитию внутреннего, «психологического» интереса к музыкальным произведениям, определяющего качество приобретаемых в ходе их освоения специальных знаний, умений и навыков;

в) творческому освоению наблюдений и результатов музыкального анализа (опыта и традиций критической рецепции);

г) выявлению конкретных способов технического, исполнительского воплощения поэтического, художественного содержания музыкальных произведений;

д) гармоничному развитию творческих и исполнительских способностей, а соответственно, в целом - повышению эффективности учебно-воспитательного процесса в сфере музыкального образования.

Специальное развитие навыков словесной интерпретации музыкальных произведений у студентов музыкально-педагогических вузов существенно повысит уровень их профессиональной подготовки. Данная гипотеза определила направление и наметила ряд основных задач исследования:

- совершенствование педагогических приемов раскрытия содержания музыкальных произведений в процессе обучения музыке;

- анализ методов раскрытия содержания музыкальных произведений, бытующих в практике современного музыкального образования;

- изучение воздействия общехудожественных (временных, пространственных, архетипических, психологических) представлений на музыкально-слуховые представления учащихся;

- проведение сравнительно-сопоставительного анализа словесных характеристик музыкальных образов в произведениях С. В. Рахманинова с целью выявления общего для них принципа поэтического обобщения;

- определение критериев адекватности и оценки профессионально-педагогических навыков словесной интерпретации музыкальных произведений; теоретическое обоснование и экспериментальную проверку методики педагогической (символической) интерпретации музыкальных образов на материале произведений С. В. Рахманинова.

Методологической основой послужили теоретические и методические подходы к профессиональной подготовке педагога (Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин), работы, посвященные развитию творческих способностей учащихся с позиций теории развивающего обучения (Э. Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, Л. Г. Арчажникова, Г. М. Цыпин), роли психоэмоционального переживания в художественном развитии личности (Е. П. Крупник, А. Н. Малюков, А. А. Мелик-Пашаев, В. Г. Ражников), исследования в области психологии (представление об объединяющем символе и теория архетипов К. Г. Юнга, теория функциональной системы - П. К. Анохин, Л. С. Выготский, психология общения, восприятия и понимания - А. А. Леонтьев, Л. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн), психологии музыкального восприятия (В. В. Медушевский, Е. В. Назайкинский, В. И. Петрушин, Б. М. Теплов, А. В. Торопова), культурологии (Мирна Элиаде), философии (представление о «живом» диалектическом единстве Г. В. Ф. Гегеля).

Методами исследования стали:

- теоретический анализ психолого-педагогической и музыковедческой литературы по исследуемой проблеме;

- сравнительно-аналитический обзор словесно-поэтических характеристик музыкальных образов в произведениях С. В. Рахманинова, зафиксированных в научно-педагогической и мемуарной литературе, изучение нотного материала и художественно-психологический анализ произведений С. В. Рахманинова, использующий метод переинтонирования (Б. В. Асафьев, Е. Е. Соболева, Л. Д. Савченкова);

- анализ и обобщение личного педагогического опыта автора исследования и практики обсуждения художественного содержания музыкальных произведений в исполнительских классах и на музыкально-теоретических дисциплинах;

- методы эмпирического уровня (педагогическое наблюдение, собеседование, анкетирование, констатирующий и формирующий эксперимент).

Полезная информация:

Методические возможности Интернет-ресурсов и приёмы работы с ними на уроке литературы
Один из исследовательских методов, используемых в дипломной работе, обобщение опыта работы учителей-словесников. В данном параграфе описана работа учителя русского языка и литературы МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 35" г. Саранска Ивановой Юлии Вениаминовны. Ее методическое кредо ...

Обучение и научная деятельность
Иоганн Фридрих Гербарт (1776—1841) родился в Германии, которая была в это время отсталым, раздробленным государством, оплотом реакции против буржуазных революций. Гербарт получил образование сначала в латинской классической школе, а затем в Иенском университете. Он ознакомился с учениями представит ...

Особенности формирования у детей морфологической стороны речи
Процесс усвоения ребёнком грамматического строя речи сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Механизм развития этой сложной умственной деятельности раскрыл И.П. Павлов, высказав мысль о том, что грамматика есть своеобразная форма динамического стереотипа. Фи ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru