Технологические принципы и средства выполнения художественной росписи ткани в технике холодного батика

Образование и воспитание » Эстетическое воспитание подростков на занятиях по художественному текстилю » Технологические принципы и средства выполнения художественной росписи ткани в технике холодного батика

Страница 1

Приспособлениями и инструменты для росписи ткани способом холодного батика.

В художественной росписи можно использовать различные ткани: из целлюлозных волокон, такие как хлопок, лен, вискозный шелк; различные виды натурального шелка; ацетатный шелк; ткани из полиэфирных волокон, такие как лавсан, теторон; ткани из полиамидных волокон, такие как капрон, нейлон; ткани из полиакриловых волокон, такие как нитрон, акрилан. Однако чаще всего для росписи применяют хлопчатобумажные и шелковые ткани.

Для занятий художественной росписью тканей необходимо светлое, хорошо проветриваемое помещение. Каждое рабочее место представляет собой стол-тумбочку с двумя или большим количеством отделений. Здесь хранятся ткань и необходимые для росписи приспособления. Размер верхней крышки стола 1 м2. На этот стол укладывается деревянная раздвижная рама – пяльцы, состоящая из четырех брусков с утопленными в пазах крючками. Крючки на раме служат для накалывания ткани, а потому должны иметь острые кончики и не выступать над брусками рамы. Крючки и бруски рамы покрываются химически стойким лаком для предотвращения ржавления и загрязнения. После накалывания и натяжения ткани на раму ее положение фиксируется винтами-барашками, делающими раму устойчивой.

Хотелось бы остановиться на инструментах и оборудовании более подробно:

Резерв

В холодном батике используется прозрачный резервный состав, растворимый в бензине. Готовый резерв можно купить в магазинах, где продаются товары для художников. Импортные контурные составы могут быть окрашены в различные цвета.

Для нанесения резерва нужна специальная стеклянная трубочка с загнутым носиком и шаровидным расширением для запаса резерва. Импортный резерв обычно расфасован в пластиковые тюбики или флаконы с насадками, из которых его можно наносить непосредственно на ткань.

Подрамники

– применяются для качественного натяжения расписываемой ткани. Рама состоит из четырех деревянных брусков сечением 35х20 мм.

Самый простой и удобный способ закрепления ткани на раме, работать с канцелярскими кнопками. Однако у них есть большой недостаток при натяжении влажной ткани, особенно когда она пропитана соляной загусткой для свободной росписи, кнопки покрываются ржавчиной, плотно входят в ткань, и на этом месте, после снятия кнопок, возможны разрывы. В этом случае необходимо пропитывать кнопки специальным химически стойким лаком. Если нет такой возможности, раму нужно сделать на 7–10 см больше нужного размера, чтобы потом линию накопления ткани убрать по всему периметру. В тех случаях, когда ткань не снимают с рамы до конца работы, ее можно прибить маленькими нержавеющими гвоздиками. Это возможно при выполнении работы с холодными резервами, не требующими окончательной тепловой температурной обработки или запарки изделия.

Натягивать на раму можно влажную и сухую ткань. Если работа будет выполняться свободной росписью, то лучше натянуть сырую ткань. Для горячего и холодного батика ткань может быть сухой. Начинать натягивать лучше с середины верхней рейки, растягивая ткань только по рейке. Причем работать лучше симметрично, от центральной кнопки ткань на 7–8 см прикрепляется влево и вправо, далее натягивается на нижнюю рейку; точно так же от середины, но здесь производится довольно сильная натяжка и по долевой основной нити, вместе с растяжкой по утку. Затем натягиваются боковые стороны.

Кисти –

лучше иметь мягкие – белка, колонок, ушной волос для работы по ткани. Минимальный набор – три штуки: тонкая №3 для росписи мелких деталей, средняя (№10–12) и толстая (№20) для росписи фона.

Нельзя оставлять кисти в воде даже во время работы: мягкий волос загибается, кисть теряет форму и становится непригодной для работы.

Формочки для краски

– применяют для составления колера для росписи определенного цвета и тона.

Ткань

– предпочтение отдается китайскому не аппретированному 100% шелку различной плотности. При выборе ткани необходимо обращать внимание на её качество. Очень важно, чтобы краситель легко пропитывал ткань. Для определения пригодности ткани для росписи необходимо капнуть чистой водой на край ткани.

Ткани, на которых исполняется роспись, не должны иметь ткацких дефектов, например узлов, петель, утолщенных ниток, блесен.

При росписи большое значение имеет ткацкое переплетение ткани, ее толщина и плотность. От этих показателей зависит густота резерва и ширина резервной линии, которую наносят на ткань. Например, при других одинаковых условиях, чем меньшую связь имеют между собой нитки основы и утка, тем шире должна быть контурная линия, нанесенная резервом. Чем толще и плотнее ткань, тем реже должен быть резерв, шире линия и наоборот.

Наилучшими для росписи являются тонкие гладкие ткани полотняного переплетения. Однако расписывать можно и ткани саржевого, сатинового, мелкоузорчатого переплетения. Роспись тканей способом холодного батика и свободную роспись делают на таких же тканях. Но в этом случае менее важное значение имеют переплетения, толщина, плотность и пушистость ткани.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Совместная деятельность как средство развития ребенка
Поскольку, социальная среда средней школы предъявляет повышенные требования к личностным особенностям и способностям ребенка, а именно к наличию определенного уровня самостоятельности и произвольности, к наличию способности устанавливать взаимоотношения как со сверстниками, так и со взрослыми, к на ...

Основные принципы и методы коррекционной работы
Корекционно – образовательная работа строилась на основе программы Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). При работе над коррекцией речи мы опирались на следующие п ...

Конспект занятия по звуковой культуре речи детей старших групп на дифференциации звуков С и Ш
Пример занятия: Программное содержание: закреплять правильное произношение звуков [с] и [ш]; учить детей различать эти звуки на слух и в произношении; произносить их протяжно, на одном выдохе; отчетливо и внятно произносить слова с этими звуками. (Упражнения на звукопроизношение, на развитие фонема ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru