Обзор программ по проблеме

Страница 5

-Какой характер этой темы?

-Ребята, каким картинам русских художников-пейзажистов будет созвучна интонация вступления? Спокойным, безмятежным или предгрозовым, напряжённым, тревожным?

(Показываю ряд репродукций).

-Посмотрите на мелодический рисунок главной темы. (На доске мелодический рисунок главной темы).

Есть ли в нём скачки? Как располагаются звуки – далеко друг от друга или рядом?

-Какие длительности преобладают?

-О чём всё это говорит?

(О плавности, певучести, песенности голосоведения).

-Попробуем спеть мелодию главной темы.

(Напоминаю о певческой посадке).

Показываю по фразам. Сначала поём закрытым ртом. Затем вокализом.

-Ребята, а кто обратил внимание на вступление?

(Играю на фортепиано вступление).

-Эта интонация изобразительная или выразительная?

-Что она выражает? Какое состояние?

(Напряжение, момент разрастания, приближения, накопление внутренней энергии, силы).

-Ребята, а что изображает интонация вступления?

-Правильно, колокольный звон. Колокола всегда были символом России. Колокольный звон – это и радостное, праздничное начало. Набатный колокол – весть о каком-то несчастье, приближающемся испытании.

-Какое здесь состояние передает интонация вступления?

Удары набатного колокола во вступлении – ощущение приближающихся испытаний, тревоги, взволнованности, напряженности…

Замечательный русский композитор и пианист рубежа XIX-XX столетий Николай Метнер писал: «Каждый раз с первого же колокольного удара чувствуешь, как во весь рост поднимается Россия».

- Откуда такое состояние напряженности?

На этот вопрос отвечает время, в которое был написан этот концерт.

Второй концерт для фортепиано с оркестром написан в 1901 году, на пороге наступающего столетия, накануне революции 1905 года, Первой мировой войны, революции 1917 года. Рахманинов не писал музыки, сюжетно связанной с революцией. Но как любой человек искусства, он не мог не отразить в своей музыке ту обстановку, атмосферу, которые царили в ту пору в российском обществе. В музыке концерта люди услышали биение беспокойного сердца своего современника, живущего заботами и помыслами о судьбе России, предчувствием бурных перемен, радостного возбуждения, весеннего возрождения страны, того, что услышали в строках Блока:

«О, весна без конца и без краю-

Без конца и без краю мечта!

Узнаю тебя жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном Щита!»

Поэтому тему вступления можно сравнить с колоколом Надежды и Весны.

Повторное слушание 1 части (запись).

В 1917 году Рахманинов, не найдя себе места в послереволюционной России, навсегда покидает её. Творческое молчание продолжалось десять лет!

Под окном своего дома в Беверли-Хилз, в Америке, он посадил берёзку – частичку своей земли.

Всю оставшуюся жизнь, которую Рахманинов провёл за границей, он страшно тосковал по своей Родине, которую любил всей душой, всем сердцем.

Темой ностальгии, тоски по Родине проникнуты и песни, которые мы знаем.

Исполнение песни «Сторона моя» музыка И. Космачева, слова Л. Дербенева.

Рахманинов - один из крупнейших музыкантов рубежа XIX-XX вв. Его искусство отличает жизненная правдивость, демократическая направленность, искренность и эмоциональная полнота художественного высказывания. Рахманинов следовал лучшим традициям музыкальной классики, прежде всего русской. Обострённо-лирическое ощущение эпохи грандиозных социальных потрясений связано у Рахманинова с воплощением образов родины. Рахманинов был проникновенным певцом русской природы. В его сочинениях тесно сосуществуют страстные порывы непримиримого протеста и тихоупоённое созерцание, трепетная насторожённость и волевая решимость, мрачный трагизм и восторженная гимничность.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Компьютерные технологии
Грамотность в области компьютерных технологий подразумевает умение учащихся использовать компьютерные технологии для решения проблем, сбора информации, общения и т.д. Для успешной деятельности вне стен школы выпускники должны получить практические навыки работы с разнообразными компьютерными програ ...

Этапы и элементы командно-игровой деятельности
Подготовка к игре начинается с посвящения студентов в замыслы преподавателя, который решил отказаться от традиционного навязывания им своей воли, принципов и методов обучения, снять дисциплинарные запреты, раскрепостить студентов, предоставить им свободу и самостоятельность в осмыслении темы, освое ...

Методические возможности Интернет-ресурсов и приёмы работы с ними на уроке литературы
Один из исследовательских методов, используемых в дипломной работе, обобщение опыта работы учителей-словесников. В данном параграфе описана работа учителя русского языка и литературы МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 35" г. Саранска Ивановой Юлии Вениаминовны. Ее методическое кредо ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru