Технология развития критического мышления через чтение и письмо и возможность ее реализации на уроках математики

Образование и воспитание » Технология развития критического мышления через чтение и письмо и возможность ее реализации на уроках математики

Актуальность развития критического мышления учащихся при обучении математике вытекает из особенностей современной ситуации в России. Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами её перехода к демократическому, правовому государству, к рыночной экономике. Страна нуждается в построении гражданского общества, состоящего из активных, критически мыслящих граждан, ответственных за свою судьбу и судьбу своей страны.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» констатируется факт ускорения темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору, в связи с чем, особую важность приобретает формирование современного мышления у учащихся (самостоятельного принятия ответственных решений в ситуациях выбора, прогнозирования их возможных последствий). А этого невозможно добиться без развития критического мышления у школьников.

Цель курсовой работы: раскрытие сущности технологии «Развитие Критического мышления через Чтение и Письмо» и возможность ее реализации при обучении математике.

Задачи исследования:

Изучить научно-методические публикации об исследованиях, связанных с технологией РКМЧП;

Систематизировать общие знания и представления о понятиях «критическое мышление», «педагогическая технология РКМЧП», о принципах и методах, которые используются в рамках данной технологии;

Выявить существенные отличия критического мышления от мышления обыденного;

Выделить структуру учебных занятий в технологии РКМЧП;

Рассмотреть учебную среду наиболее благоприятную для развития критического мышления;

Проиллюстрировать на примере урока по теме: «Решение квадратных уравнений» возможность использования технологии РКМЧП на уроках математики.

В данной работе рассмотрены определения критического мышления, выделены его основные характеристики и отличия от мышления обыденного.

Рассмотрена новая педагогическая технология - технологию Развития Критического Мышления через Чтение и Письмо (РКМЧП).

Показано, что развитие критического мышления в ходе обучения математике подразумевает определенную структуру учебных занятий. В технологии РКМЧП она представлена в виде:

базовых стадий: «Вызов-Осмысление-Рефлексия»;

отдельных приёмов («Кластер», ИНСЕРТ, таблица «З-Х-У», и т.д.);

учебной среды.

Наполнена содержанием данная структуру технологии РКМЧП и приведен пример использования этой педагогической технологии на практике. Был рассмотрен урок в 8 классе на тему: «Решение квадратных уравнений».

По данным Международного исследования PISA - 2000 г., PISA - 2003 г., PISA - 2006 г. по «грамотности чтения» Россия соответственно занимает в 2000 году – 27 – 29 местом (из 32); в 2003 году – 32 – 34 место (из 40); в 2006 году – 37 - 40 место (из 57) среди стран, принимавших участие в тестировании. «Математическая грамотность» в России находится на: в 2000 г. – 21 – 25 место; в 2003 – 29 – 31 место; в 2006 – 32 – 36 место. [6]. Данные результаты свидетельствуют о достаточно низком уровне сформированности умений критического мышления в России, которая находится практически на одном и том же уровне в «грамотности чтения» и «математической грамотности» на протяжении 6 лет.

Отсюда, можно сделать вывод, что для того чтобы ребенок мог свободно ориентироваться в быстро меняющемся времени, связанном со стремительный ростом информации, в которой необходимо ориентироваться и уметь её структурировать, необходимо разрабатывать специальные приемы и методы, направленные на формирование и развитие критического мышления.

критический мышление чтение письмо

Полезная информация:

Диагностика развития предметной деятельности
При диагностике предметной деятельности у детей третьего года жизни основными параметрами выступают следующие: операционально-техническая сторона деятельности (виды действий с предметами), познава­тельная активность и включенность в общение с взрослым. Поскольку харак­терной чертой предметной деяте ...

Формирование трудовых привычек
Профессионально-трудовые привычки – это элементы профессионального поведения, которые формируются в ходе обучения и производственной деятельности и носят автоматический характер. Сами носители привычек не понимают, почему поступают именно так. Формирование привычек это важный этап, который зависит ...

Особенности коррекционной работы при речевой симптоматике дизартрии
Логопедическую работу необходимо начинать в младшем дошкольном возрасте, создавая тем самым условия для полноценного развития более сложных сторон речевой деятельности и оптимальной социальной адаптации. Большое значение имеет также сочетание логопедических мероприятий с лечебными, преодоление откл ...

Категории

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru