Технология развития критического мышления через чтение и письмо и возможность ее реализации на уроках математики

Образование и воспитание » Технология развития критического мышления через чтение и письмо и возможность ее реализации на уроках математики

Актуальность развития критического мышления учащихся при обучении математике вытекает из особенностей современной ситуации в России. Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами её перехода к демократическому, правовому государству, к рыночной экономике. Страна нуждается в построении гражданского общества, состоящего из активных, критически мыслящих граждан, ответственных за свою судьбу и судьбу своей страны.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» констатируется факт ускорения темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору, в связи с чем, особую важность приобретает формирование современного мышления у учащихся (самостоятельного принятия ответственных решений в ситуациях выбора, прогнозирования их возможных последствий). А этого невозможно добиться без развития критического мышления у школьников.

Цель курсовой работы: раскрытие сущности технологии «Развитие Критического мышления через Чтение и Письмо» и возможность ее реализации при обучении математике.

Задачи исследования:

Изучить научно-методические публикации об исследованиях, связанных с технологией РКМЧП;

Систематизировать общие знания и представления о понятиях «критическое мышление», «педагогическая технология РКМЧП», о принципах и методах, которые используются в рамках данной технологии;

Выявить существенные отличия критического мышления от мышления обыденного;

Выделить структуру учебных занятий в технологии РКМЧП;

Рассмотреть учебную среду наиболее благоприятную для развития критического мышления;

Проиллюстрировать на примере урока по теме: «Решение квадратных уравнений» возможность использования технологии РКМЧП на уроках математики.

В данной работе рассмотрены определения критического мышления, выделены его основные характеристики и отличия от мышления обыденного.

Рассмотрена новая педагогическая технология - технологию Развития Критического Мышления через Чтение и Письмо (РКМЧП).

Показано, что развитие критического мышления в ходе обучения математике подразумевает определенную структуру учебных занятий. В технологии РКМЧП она представлена в виде:

базовых стадий: «Вызов-Осмысление-Рефлексия»;

отдельных приёмов («Кластер», ИНСЕРТ, таблица «З-Х-У», и т.д.);

учебной среды.

Наполнена содержанием данная структуру технологии РКМЧП и приведен пример использования этой педагогической технологии на практике. Был рассмотрен урок в 8 классе на тему: «Решение квадратных уравнений».

По данным Международного исследования PISA - 2000 г., PISA - 2003 г., PISA - 2006 г. по «грамотности чтения» Россия соответственно занимает в 2000 году – 27 – 29 местом (из 32); в 2003 году – 32 – 34 место (из 40); в 2006 году – 37 - 40 место (из 57) среди стран, принимавших участие в тестировании. «Математическая грамотность» в России находится на: в 2000 г. – 21 – 25 место; в 2003 – 29 – 31 место; в 2006 – 32 – 36 место. [6]. Данные результаты свидетельствуют о достаточно низком уровне сформированности умений критического мышления в России, которая находится практически на одном и том же уровне в «грамотности чтения» и «математической грамотности» на протяжении 6 лет.

Отсюда, можно сделать вывод, что для того чтобы ребенок мог свободно ориентироваться в быстро меняющемся времени, связанном со стремительный ростом информации, в которой необходимо ориентироваться и уметь её структурировать, необходимо разрабатывать специальные приемы и методы, направленные на формирование и развитие критического мышления.

критический мышление чтение письмо

Полезная информация:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru