Значение семьи в деле воспитания

Образование и воспитание » Воспитание милосердия у детей » Значение семьи в деле воспитания

Страница 1

На протяжении всей истории человеческой цивилизации роль семьи в деле нравственного воспитания личности имело огромное значение. Еще римский оратор Квинтиллиан говорил: «Дети не из школы впервые выносят дурные привычки, но они приносят их с собой в школу. Они перенимают их у своих родителей, которые подают им дурной пример. Здесь они видят и слышат ежедневно такие вещи, с которыми они в продолжение всей своей жизни не должны бы быть знакомы. Все это обращается у них в привычку, а потом и во вторую природу, и злосчастные малютки становятся порочными прежде, чем они начнут знать, что такое порок».

Семья есть Богом установленный союз, в который человек вступает в силу необходимости. Человек призван строить этот союз на любви, на вере и свободе. Научиться в этом союзе первым совестным движениям сердца. Неоднократно упоминаемый нами философ Ильин писал: «Всякая настоящая семья возникает из любви и дает человеку счастье. Там, где заключается брак без любви, семья возникает лишь по внешней видимости; там, где брак не дает человеку счастья, он не выполняет своего первого назначения. Научить детей любви родители могут лишь тогда, если они сами в браке умели любить. Дать детям счастье родители могут лишь постольку, поскольку они сами нашли счастье в браке. Семья, внутренне спаянная любовью и счастьем, есть школа душевного здоровья, уравновешенного характера, творческой предприимчивости».

Одной из главных задач христианской семьи, помимо рождения детей, являлось их воспитание. В первые века христианства в сознании людей доминировала эсхатологическая установка, поэтому воспитание детей не вызывало особых трудностей, так как дети впитывали в себя тот свет, который горел в душах их родителей. Целью же воспитания, как мы уже говорили, было указание того пути, идя по которому ребенок, а в последствии взрослый человек, пришел бы к спасению души. Такое воспитание необходимо начинать уже с момента зачатия. Архимандрит Никон, описывая житие Преподобного Сергия Радонежского пишет: «Родители могут еще до рождения детей своих сообщить задатки добра». Подобную мысль высказывал и известный чешский педагог и писатель, Ян Амос Коменский: «лишь только мать заметит, что Бог, Творец всего, начал в ее утробе творить ребенка, с этого момента она будет предаваться благочестию более, чем прежде, обращаясь с горячими ежедневными молитвами к Богу». Священномученик Владимир (Богоявленский), вспоминая одного из современных ему мыслителей говорит о том, что с жизнью плода должно начинаться и его воспитание: «ибо не может быть безразличным, будет ли мать ребенка в том периоде, когда жизнь ее так тесно связана бывает с его жизнью, жить благочестиво и богобоязненно или же легкомысленно и нечестиво, так как ее доброе душевное состояние легко может сообщаться и плоду ее тела. По крайней мере, недаром же говорят о нравственных недостатках и пороках, которые дети унаследовали от своих родителей или всосали в себя вместе с молоком своей матери. Итак, христианские родители, неоспоримо то, что воспитание детей нужно начинать с самого раннего их возраста – с появлением ребенка на свет, даже более – с жизнью его должно начинаться и его воспитание». Один из выдающихся подвижников нашего времени, Афонский старец Паисий, так же призывал начинать воспитание ребенка, когда он еще находится под материнским сердцем. Он считает, что все происходящее с матерью непременно сказывается на ребенке. «Воспитание ребенка начинается с беременности. Если носящая во чреве мать волнуется и расстраивается, то зародыш в ее утробе тоже беспокоится. А если мать молится и живет духовно, то младенец в ее чреве освящается. Поэтому женщина, будучи беременной, должна творить Иисусову молитву, читать что-то из Евангелия, не тревожиться душой».

Как было сказано выше, воспитание ребенка необходимо начинать с момента зачатия, тем более очевидно, что после рождения усилия по его воспитанию следует преумножить. По мысли Василия Зеньковского, первые месяцы и годы жизни ребенка имеют чрезвычайную ценность, так как именно в этот период закладывается основа будущей личности, закладывается способность различать добро и зло. Исследования профессора Щелованова, доктора медицинских наук подтверждают, что в период раннего детства не только происходит быстрое развитие организма ребенка, но происходит развитие и всей нервно-психической, душевной деятельности. В этот период семья является по большей части единственной социальной средой для ребенка, который воспринимает весь мир через семью, и в этом период главной задачей родителей является запечатление любви. Старец Порфирий Кавсокаливит говорил, что родителям необходимо исполниться любви. Каждый день должен наполняться радостными воодушевлениями и любовью. И то чувство радости которое посетит родителей непременно воссияет и в детях. Если в семье нет святости, если отсутствует любовь к детям, то враг рода человеческого мучает родителей сопротивлением детей. По мысли Святителя Иоанна Златоуста те родители, которые не воспитывают детей в христианской святости, беззаконнее детоубийц, так как детоубийцы только разлучают тело от души, а такие родители и душу и тело ввергают в геенну огненную. Избежать смерть тела невозможно, а смерть души возможно, если бы нерадение родителей не было бы в этом виновно. Тем более, телесную смерть упразднит всеобщее воскресение, а погибшую душу к жизни никто вернуть не сможет. Сердце ребенка подобно мягкому воску, на котором легко может как запечатлеваться образ Бога, так и образ дьявола, поэтому благочестивый пример родителей является основой воспитания. Святитель Тихон Задонский по этому поводу пишет: «Во образ добрых дел самих себя им представлять. Ибо юность, да и всякий возраст лучше наставляется к добродетели житием добрым, нежели словом; особенно же юные дети за правило себе имеют житие родителей своих; так, что в них примечают, то и сами делают, доброе ли то будет или худое, что видят. Ради чего родителям должно как от соблазнов беречься, так и пример добродетельного жития подавать детям своим, когда хотят их к добродетели наставить. Иначе ничего не могут успеть. Ибо более смотрят на житие родителей своих и то воображают в юных своих душах, нежели слова их слушают».

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Стили воспитания в семьях, воспитывающих детей с ДЦП и без данной патологии: результаты исследования и их обсуждения
При проведения проективной методики Баркан А.И.РОД, целю которой являлось определение стиля воспитания в семьях, воспитывающих ребенка с ДЦП и без данной патологии мы получили данные. Рис. 2. Стили семейного воспитания в семьях, воспитывающих детей с ДЦП и без данной патологии Данные представленные ...

Историческое развитие дистанционного образования
Практически невозможно дать точный ответ на вопрос: «Когда впервые возникло дистанционное обучение?» Очевидно, как только у человека появилась необходимость в приобретении знаний, а главное, появилась возможность их передачи в том или ином виде, тем или иным способом, тогда и возникла потребность в ...

Формы организации и условия проведения дидактической игры
Организовать и провести дидактическую игру – задача довольно сложная для педагога. Можно выделить следующие основные условия проведения дидактической игры: 1. Наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактических игр. 2. Выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru