«Критическое мышление» и его характеристики

Страница 1

Анализ зарубежных, а также отечественных исследований показал, что не существует единого определения критического мышления.

С одной стороны, в русском языке «критическое» ассоциируется с чем-то негативным, отвергающим. Таким образом, для многих критическое мышление предполагает спор, конфликт, дискуссию. С другой стороны, некоторые объединяют в единое целое понятия «критическое мышление» и «аналитическое мышление», «логическое мышление», «творческое мышление» и т.д.

Многие ученые дают свое определение этого понятия. Джуди А. Браус и Дэвид Вуд определяют критическое мышление как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решение того, во что верить и что делать. Д. Дьюи описывал критическое мышление как сложную, связанную с поступками человека, основанную на содержании сеть деятельности, вовлекающей всего человека. Современные исследователи Д. Х. Кларк и А. У. Бидл определяют это понятие как процесс, при помощи которого разум перерабатывает информацию, чтобы понять установившиеся идеи, создать новые идеи или решить проблемы.

Р. Пол посвятил много работ вопросу о критическом мышлении, он считает, что критическое мышление - это организованное, рациональное, самонаправленнное мышление, которое умело преследует цель мышления в некоторой сфере знаний или интересов человека. По мнению Б. Бейера, критическое мышление – это способ оценки аутентичности, ценности или точности чего-либо.

Диана Халперн определяет критическое мышление в своей работе «Психология критического мышления» следующим образом: «…использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата. Отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью. Другое определение – направленное мышление».

Российские исследователи приходят к собственному определению понятия «критическое мышление». Они трактуют его как способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросом и проблемам.

Из приведенных выше определений, можно сделать вывод, что критическое мышление представляется сложным, многомерным и многоуровневым явлением. Обобщая эти определения, можно сказать, что критическое мышление – это система психических состояний, процессов и свойств, направленных на продуцирование оценки.

Сопоставим свойства критического и обыденного мышления. Данные приведены в таблицы №1.

Таблица №1

Свойства обыденного и критического мышления

Критическое мышление

Обыденное мышление

Оценивающее суждение;

Взвешенное суждение;

Классификация;

Допущение;

Логическое формулирование выводов;

Понимание принципов;

Построение гипотезы;

Предложение мнений с аргументами;

Формулирование суждений на основе критериев.

Гадательное предположение;

Предпочтение;

Группирование;

Верование;

Формулирование выводов;

Объединение понятий по ассоциации;

Предположение (без достаточных оснований);

Предложение мнений без аргументов;

Формулирование суждений без опоры на критерии.

Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод, что критическое мышление связано не только с познавательной, но и с мотивационной сферой, с самосознанием человека (взвешенность, классификация, аргументация).

Чтобы научиться мыслить критически, необходимо опираться на четыре основных принципа:

Выявление и оспаривание предположений;

Проверка фактической точности и логической последовательности;

Рассмотрение контекста;

Изучение альтернатив.

Каждый из этих принципов можно рассматривать, как мыслительный навык. Охарактеризуем эти принципы с точки зрения мыслительного навыка.

Выявление и оспаривание предположений – это двусторонний процесс.

Во-первых, этот навык включает изучение предположений, сформулированных в неявном виде в фактическом материале.

Во-вторых, это означает осознание того, как наши предположения влияют на наше мышление. Получая новую информацию, человек, мыслящий критически, всегда пытается выявить предположения, которые сформировали данную информацию, т.е. отделяет мнение от факта.

Проверка фактической точности и логической последовательности – это тоже двусторонний процесс. При котором:

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Обучение детей старшей группы составлению описательных рассказов
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам. Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления. Е.И. Тихеева писала: «Прежде всего, и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми ...

Возможности народной педагогики
Социализация личности – это поведение в быту, способность к творчеству восприятию культуры своего народа. Этнопедагогика, т.е. народная педагогика, способствует развитию личности, усваивающей социальные нормы, ценности, опыт, собирает и систематизирует народные значения о воспитании и обучении дете ...

Научно обоснованная методика физического воспитания оздоровительной направленности школьниц 10-11 классов
В результате педагогического эксперимента определилась четкая концепция применения физических упражнений оздоровительной направленности, являющаяся основой улучшения здоровья и удовлетворения потребностей в физическом совершенствовании девушек 10-11 классов. Учитывались анатомо-физиологические особ ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru