«Критическое мышление» и его характеристики

Страница 1

Анализ зарубежных, а также отечественных исследований показал, что не существует единого определения критического мышления.

С одной стороны, в русском языке «критическое» ассоциируется с чем-то негативным, отвергающим. Таким образом, для многих критическое мышление предполагает спор, конфликт, дискуссию. С другой стороны, некоторые объединяют в единое целое понятия «критическое мышление» и «аналитическое мышление», «логическое мышление», «творческое мышление» и т.д.

Многие ученые дают свое определение этого понятия. Джуди А. Браус и Дэвид Вуд определяют критическое мышление как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решение того, во что верить и что делать. Д. Дьюи описывал критическое мышление как сложную, связанную с поступками человека, основанную на содержании сеть деятельности, вовлекающей всего человека. Современные исследователи Д. Х. Кларк и А. У. Бидл определяют это понятие как процесс, при помощи которого разум перерабатывает информацию, чтобы понять установившиеся идеи, создать новые идеи или решить проблемы.

Р. Пол посвятил много работ вопросу о критическом мышлении, он считает, что критическое мышление - это организованное, рациональное, самонаправленнное мышление, которое умело преследует цель мышления в некоторой сфере знаний или интересов человека. По мнению Б. Бейера, критическое мышление – это способ оценки аутентичности, ценности или точности чего-либо.

Диана Халперн определяет критическое мышление в своей работе «Психология критического мышления» следующим образом: «…использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата. Отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью. Другое определение – направленное мышление».

Российские исследователи приходят к собственному определению понятия «критическое мышление». Они трактуют его как способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросом и проблемам.

Из приведенных выше определений, можно сделать вывод, что критическое мышление представляется сложным, многомерным и многоуровневым явлением. Обобщая эти определения, можно сказать, что критическое мышление – это система психических состояний, процессов и свойств, направленных на продуцирование оценки.

Сопоставим свойства критического и обыденного мышления. Данные приведены в таблицы №1.

Таблица №1

Свойства обыденного и критического мышления

Критическое мышление

Обыденное мышление

Оценивающее суждение;

Взвешенное суждение;

Классификация;

Допущение;

Логическое формулирование выводов;

Понимание принципов;

Построение гипотезы;

Предложение мнений с аргументами;

Формулирование суждений на основе критериев.

Гадательное предположение;

Предпочтение;

Группирование;

Верование;

Формулирование выводов;

Объединение понятий по ассоциации;

Предположение (без достаточных оснований);

Предложение мнений без аргументов;

Формулирование суждений без опоры на критерии.

Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод, что критическое мышление связано не только с познавательной, но и с мотивационной сферой, с самосознанием человека (взвешенность, классификация, аргументация).

Чтобы научиться мыслить критически, необходимо опираться на четыре основных принципа:

Выявление и оспаривание предположений;

Проверка фактической точности и логической последовательности;

Рассмотрение контекста;

Изучение альтернатив.

Каждый из этих принципов можно рассматривать, как мыслительный навык. Охарактеризуем эти принципы с точки зрения мыслительного навыка.

Выявление и оспаривание предположений – это двусторонний процесс.

Во-первых, этот навык включает изучение предположений, сформулированных в неявном виде в фактическом материале.

Во-вторых, это означает осознание того, как наши предположения влияют на наше мышление. Получая новую информацию, человек, мыслящий критически, всегда пытается выявить предположения, которые сформировали данную информацию, т.е. отделяет мнение от факта.

Проверка фактической точности и логической последовательности – это тоже двусторонний процесс. При котором:

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Проблемы и тенденции развития учреждений для детей и подростков
Кризис в экономической, политической и социальной жизни страны не мог ни отразиться на системе воспитания. Он поставил перед ней ряд немаловажных проблем, охарактеризовать которые мы и постараемся в этом параграфе. Конечно, основными социальными институтами, формирующими личность ребенка, являются ...

Выявление результативности опытно-экспериментальной работы по обучению средних дошкольников счету
После формирующего эксперимента с экспериментальной группой детей был проведён контрольный срез данных по той же методике, что и базисный, целью которого было выявление успешности обучения счету детей среднего дошкольного возраста по разработанной системе. Показатели распределились следующим образо ...

Экспериментальная проверка выполненной работы
Выполнение задания в командах при проведении игрового занятия проводилось методом совместной деятельности. Попытка найти общее мнение всей команды предполагает обсуждение, дискуссию, требует более сложных интеллектуальных и коммуникативных умений. Составление и проработка вопросов (II и III этапы) ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru