Педагогическая технология развития критического мышления через чтение и письмо

Страница 1

Сейчас общество находимся на новом этапе своего развития. Информационный бум, формирование рыночных отношений в мире труда, сложные экономические условия требуют подготовки человека к активному самостоятельному решению многих жизненных вопросов, в том числе выбор образовательной траектории.

Для того чтобы ребенок в течение обучения и после окончания школы смог преодолеть эти проблемы помогает новая педагогическая технология – технология Развития Критического Мышления через Чтение и Письмо (РКМЧП), разработанная американскими педагогами Дж. Стил, К. Мередитом, Ч. Темплом и С. Уолтером. В основе технологии РКМЧП лежат также работы отечественных ученых Л. С. Выготского, Ж. Пиаже, Б. Блума.

РКМЧП – международный образовательный проект Институт «Открытое общество», осуществляемый Международной ассоциацией чтения (IRA) и Консорциумом демократической педагогики в разных странах, в том числе в Росси с 1997 года.

В основе технологии РКМЧП лежит трехступенчатая базовая модель. То есть восприятие информации происходит в три этапа (три фазы) процесса обучения. Представим эту структуру в виде схемы с соответствующими пояснениями (рис. 1):

Фаза вызова (evocation).

На первом этапе происходит постановка целей учащимися и учителем. По другому эту стадию называют стадией целеполагания. На этой стадии необходимо дать возможность учащемуся самому поставить цели обучения, создающие необходимый внутренний мотив к процессу учения. А на основе этого преподаватель может выбрать эффективные методы для достижения этих целей. Необходимо учитывать, что учащиеся усваивают лучше всего информацию по той теме, о которой они уже что-то знают, когда опираются на имеющийся опыт, пусть и опосредовано.

Итак, если предоставить возможность учащимся проанализировать то, что он уже знает об изучаемой теме, что создает дополнительный стимул для формулировки им собственных целей – мотивов. Именно эта задача решается на стадии вызова.

Второй задачей, которая решается на стадии вызова, является активизация учеников. Нередко можно увидеть, что некоторые ученики не прикладывают интеллектуальных усилий, предпочитая дождаться момента, когда другие выполнят предложенную задачу. Поэтом важно, чтобы на фазе вызова каждый смог принять участие в работе, ставящей своей целью актуализацию собственного опыта.

Немаловажным аспектом при реализации фазы вызова является систематизация всей информации, которая появилась в результате свободных высказываний учащихся. Это необходимо для того, чтобы они смогли, с одной стороны, увидеть собранную информацию в «укрупненном» категориальном виде, причем в эту структуру могут войти все мнения «правильные» и «неправильные». С другой стороны, структурирование высказанных мнений позволит увидеть противоречия, нестыковку, не проясненные моменты, которые и определяют направления дальнейшего поиска в ходе изучения новой информации. Причем для каждого учащегося эти направления могут быть индивидуальными. Школьник пытается сам определить для себя, на каком аспекте изучаемой темы он должен заострить свое внимание, а какая информация требует только проверки на достоверность.

В процессе реализации фазы вызова ставятся следующие дидактические и учебные задачи:

Таблица №2

Дидактические задачи

Учебные задачи

Актуализовать опыт предыдущих знаний;

Мотивировать учащихся к изучению новой темы;

Активизировать деятельность учащихся;

Помочь учащимся при постановке индивидуальных целей.

Вспомнить, что изучали на предыдущем уроке;

– 3. Выдвинуть интересные идеи,

мнения, суждения по изучению

новой темы;

Определить для себя, что

будет интересно на уроке.

Или не интересно и почему

это не интересно.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Органы управления современной школы
В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необхо ...

Сравнительный анализ темы «Подобные треугольники» в различных учебниках по геометрии
В данной главе предлагается сравнительный анализ темы по следующим учебникам: Атанасян Л.С. Геометрия 7-9; Погорелов А.В. Геометрия 7-11; Александров А.Д. Геометрия 7-9; Бевз Г.П. Геометрия 7-11; Шарыгин И.Ф. Геометрия 7-9. Рассматриваемые учебные пособия, такие как Атанасяна Л.С. Погорелова А.В. ч ...

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии связной речи у дошкольников
В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Игра – это не просто развлечения, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и самого себя, свое место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru